Небольшой обзор рынка новых китайских машин, представленных в РФ, весной 2025 года
При выборе нового авто, как и при выборе бинокля, я ищу что-то похожее на текущую модель, чтобы не надо было долго привыкать к новому или сильно переучиваться. Во время тестирования сравниваю свои ощущения от того, что было (есть), с ощущениями от нового авто. Если есть совпадения в положительную сторону, то новая модель для меня подходит. Выбирать раньше было не особо сложно, можно было двигаться в рамках модельного ряда одной или нескольких (европейских, корейских, японских,..) марок. Теперь же, зарубежных брендов, кроме китайских, официально нет, а стоимость авто очень сильно выросла. Это заметно усложнило выбор, также и настороженное отношение к машинам из Поднебесной не помогает, а мешает в выборе. В этом небольшом обзоре я поделюсь своими впечатлениями от некоторых марок китайских авто, представленных на рынке. Попробую себя в новом жанре, так сказать для разнообразия, может кому-то мои мысли будут полезными.
Начну издалека, ещё осенью 2021 года я хотел приобрести и сделал заказ на новую Skoda Karoq. Меня вполне устраивают его компактные габариты, так как большую часть времени я передвигаюсь на автомобиле один. Да и парковаться на такой машине проще, особенно в центре крупного города. VW Tiguan меня устроил бы тоже, но он дороже по стоимости и длиннее по габаритам, чем Karoq. Из озвученных моделей становится понятно, что мне нравятся машины с “плотной” подвеской и хорошей управляемостью. Да, я считаю подвеску у Tiguan плотной, а не жёсткой. Марка Skoda устраивает меня по качеству и стоимости запчастей, есть опыт владения Skoda Yeti, понятно как и где такую машину обслуживать. Поэтому вполне логично, что я опять пошёл к дилеру Skoda за новым авто.
Спустя 4 месяца заказанная машина даже не встала на конвейер, было непонятно по срокам её поставки, и я пошёл смотреть другие марки. В начале 2022 года уже вовсю были представлены китайские бренды, по схожей стоимости продавали машины марки Geely. Первым авто, подходящим по габаритам, был рассмотрен Coolray, стоимость машин тогда начиналась от 1,5млн за начальную комплектацию только с передними подушками безопасности, за 1,7млн продавали среднюю комплектацию с боковыми подушками, а самая приятная версия Flagship Sport с боковыми шторками стоила 1,9млн. При этом заказанный Skoda Karoq потянул “всего” на 2,1млн и был на полном приводе, который в принципе недоступен для Coolray. Сейчас кажется, что всего на 2млн, хотя тогда это была приличная стоимость для авто.
Во время тест-драйва китаец понравился на ходу и по управляемости, был вполне бодрым и отзывчивым на педаль газа. Несколько смущала китайская комбинация TSI + DSG, про которые ещё не было достаточно информации в то время. Сейчас я уже знаю, что они достаточно надёжные, чтобы проработать без особых проблем до 120-150т км пробега, а больше мне и не надо. Хотя спустя 3 или 5 лет Geely свернул производство этого 3-х цилиндрового мотора и перешёл на нормальный, 4-х цилиндровый, который стали устанавливать на обновлённый Coolray и Cityray. У предыдущей версии 1,5 литрового мотора были некоторые, так скажем, особенности и вибрации, которые устранили в новой версии. А получили его путём отсечения одного цилиндра от 2л мотора Tugella, при этом сохранился заправочный объём моторного масла в 5,6 литра!
Плюс ко всему внутренний интерьер Coolray рассчитан скорее на более молодого водителя, чем я, а отделкой и материалами салона он заметно отличается даже от далекого от Премуима Karoq. Визуально всё выглядит вроде неплохо в старом Coolray, но только пока не начинаешь трогать кнопки руками и взаимодействовать с салоном. Эргономика у него средненькая, обратная связь на кнопках практически отсутствует, нет такой приятной мягкости при нажатии, как в 10-летней Skoda. Это было особенно заметно сразу после пересаживания из европейского автомобиля в китайский на тест-драйве. Кстати, этот исходный интерьер полностью перекочевал из Geely Coolray в Belgee X50. А вот в обновлённом Coolray, который продают в 2025 году, мне понравилось внутри, он выполнен вполне на уровне по материалам салона и эргономике. Огорчил только рычаг АКПП без механического режима, я часто им пользуюсь.
Вернёмся в 2022 год, я также посмотрел предпредыдущий Atlas, с более классическим (старомодным) интерьером, чем у Coolray, который мне больше понравился. Но на ходу машина показалась валкой и не особо динамичной, это была старая версия с атмосферным двигателем 2,4л и гидроавтоматом. Она меня не собо впечатлила, выглядела несколько устаревшей в технологическом плане по сравнению с Karoq, хотя теоретически более надежной и долговечной. В итоге, я решил ждать Karoq дальше и зря, потому что в итоге он вообще не приехал. Надо было хватать машины из наличия.
Европейские марки покинули рынок РФ, а китайские наоборот нахлынули, марки и модели появлялись одна за одной, модели обновлялись чуть ли не каждый год. Выбрать из этого многообразия было очень сложно и я решил подождать хотя бы состояния торга, если не принятия. При этом цены росли как на дрожжах, и явно не собирались не только падать, но хотя бы фиксироваться. В итоге меня хватило на 3 года ожидания, в начале 2025 года пришло принятие, что текущая ситуация надолго и неплохо бы выбрать из моделей, представленных у нас официально, пока цены вообще не “улетели в космос”, и я опять пошёл по салонам.
Сначала, по старой памяти, я попробовал найти б\у Skoda Karoq в нормальной комплектации с небольшим пробегом, но это оказалось не так просто. Машины в хорошем состоянии и с небольшим пробегом были, в основном, с передним приводом, а их стоимость приближалась к 3млн. Попалась более-менее нормальная машина 2021гв на полном, но мы не сошлись в цене с салоном. Она была выставлена за 2,85млн, я был готов заплатить за неё максимум 2,65млн, но продавец отказался. Хотя в итоге им пришлось скидывать, спустя 3 недели машина была выставлена по стоимости, что я за неё предлагал, но я перестал за ней следить, решив, что не судьба.
Мой дилер Skoda перешёл на продажи марки Changan, я посмотрел у него две нижние модели CS35 и CS55 (UNI-S). CS35 понравилась габаритами и обзорностью из салона, но оказалась очень бюджетной по внутренней отделке. Отдавали её “всего” за 2млн, отпугнуло отсутствие оцинковки на всех внешних элементах кузова (только у шасси внутри), плюс управлялась и ехала она средненько, хуже, чем Coolray.
UNI-S в принципе устроила по материалам отделки внутри, но неудобный руль и высокая посадка, плюс невнятная обзорность сзади не понравились, также тогда как раз прошла дезинформация про опасные и ломающиеся спинки передних сидений, что в итоге от неё отпугнуло. В феврале 2025 её отдавали за 2,4млн при условии трейд-ин и кредита.
В соседнем салоне были представлены (VW) Jetta VS5 и VS7, которые я тоже посмотрел. Менеджер их нахваливал, говорил, что они прослужат дольше, чем Changan. По техничке они выглядели заманчиво: привычный шкодовский 1,4 TSI на 150лс, 6-ступенчатый Aisin плюс многорычажка в задней подвеске. Идеально по габаритам и обзорности для меня, на ходу машина понравилась и показалась похожей на Skoda Karoq. Все органы управления расположены на привычных местах, переучиваться не надо, с эргономикой оказалось всё ок. Материалы отделки были бюджетные, хуже, чем у Шкоды, плюс у этих машин нет полного привода, кузов идёт лишь с частичной оцинковкой (нет у задних крыльев и крыши). Справедливости ради надо отметить, что у большинства китайских машин, даже у Geely, тонкое ЛКП и неоцинкованная крыша. Jetta VS5 показалась не особо ликвидной машиной (особенно на вторичном рынке), у дилера были в наличии автомобили, выпущенные аж в 2023 году, продавали их в средней комплектации за 2,8млн. Машину приятного серого цвета 2024гв в комплектации Brilliance Glory отдавали за 3млн! Кредитные программы были тоже не особо привлекательными, от 18% годовых.
В итоге, я опять пришёл к дилеру Geely посмотреть Atlas Pro, как одну из самых доступных машин с полным приводом. Ещё доступнее Haval Jolion, который, кстати, в 2024 году занял второе место по объемам продаж в РФ, но я насмотрелся обзоров разных блогеров, которые вовсю хаяли Jolion (проблемы с разгоном), и исключил его из списка претендентов. Как потом оказалось, зря, обновлённый Jolion вполне адекватный автомобиль за его стоимость, я на нём прокатился позже и не увидел ничего плохого.
Менеджер в салоне Geely радостно сообщил мне, что продал последний экземпляр Atlas Pro 2 недели назад, и в наличии таких машин больше нет. Вместо него теперь будут продавать чуть упрощённый Belgee X70 белорусской сборки, но посмотреть его сразу нельзя, только через неделю-две, когда машины поступят на склад.
Зато в наличии был новый (космический) Atlas с полным приводом (версия Flagship за 3,4млн, на картинке выше версия Flagship Sport с чёрной крышей за 3,5млн), который мне предложили оттестдрайвить. С этой моделью я уже был знаком, как заочно по видео-обзорам, так и в качестве пассажира - друзья купили такой с передним приводом за год до этого, успел с ними покататься. За рулём всё оказалось несколько иначе, машина показалась громоздкой и немного неустойчивой по подвеске. Это проявлялось, как в избыточных, на мой взгляд, кренах при поворотах, так и некоторой “ленце”, с которой машина следовала за поворотами руля и нажатием на педаль газа. Спорт-режим улучшал положение, но обратной связи по рулю и педалям мне всё-равно не хватало. Плюс отсутствие ручного режима в коробке и физических кнопок сильно портили эргономику. Я не хочу постоянно лезть в огромный планшет на передней панели, чтобы воспользоваться простыми функциями по включению подогрева сидений или изменении температуры в салоне. Также неприятно удивили клавиши стеклоподъёмников на двери водителя, которые двигаются в горизонтальном режиме и работают в обратных, чем привычно, направлениях на открытие и закрытие. Скорее всего к этому можно привыкнуть, но лучше оттянуть переход на полностью цифровой интерьер, на мой взгляд. Моментально уйти от аналогового сложно, нужен какой-то промежуточный или комбинированный вариант.
Такой вариант сразу нашёлся в этом же здании в виде Geely Tugella или, как она теперь называется, Knewstar 001, версия Flagship Sport за 3,5млн (и также похожий по салону Geely Monjaro версия Flagship за 4,1млн).
Knewstar 001 исполнен не с таким прогрессивным интерьером, как у Atlas, у него есть физические кнопки под экраном мультимедиа, который аккуратно вписан в приборную панель. У рычага (или скорее джойстика) АКПП есть ручной режим, плюс подрулевые лепестки позволяют быстро переключать передачи в этом режиме (хотя и несколько мешаются при удержании руля, так как близко к нему расположены). Отделка салона лучше и приятнее, чем у нового Atlas, вставки из замши даже навевают мысли о некоем китайском Премиуме. Посадка мне показалась удобнее, обзорность назад не сильно хуже, чем у Atlas. Хочу отметить, что почти все современные машины в угоду красивым силуэтам обладают плохой обзорностью назад, только камера заднего вида спасает и помогает при маневрировании на тесной парковке.
Несмотря на довольно мягкую подвеску, на ходу Tugella понравилась, она более собранная (чем Altas) и лучше следует за рулём, хотя и чуть отстаёт по управляемости от Tiguan, на мой взгляд. Даже на немыслимых (после 17 радиуса) колёсах размерностью 245-45-R20 (зачем они такие ставят?!) мягкая, но собранная, подвеска Tugella не вытрясает душу на дорогах среднего качества. Это была первая китайская машина, которая понравилась, как внутри, так и почти внешне, ей бы ещё стоимость на 1млн меньше, как впрочем и всем остальным моделям. На фоне 001 кожзам сидений у флагмана Geely Monjaro смотрелся как-то проще, на уровне нового Atlas.
Мы пошли с менеджером считать кредитные условия и ситуация вырисовывалась не очень: процентная ставка на 001 была около 21%, тогда как на Atlas 15,5%. Цифры, а вернее, переплата по кредиту, получались заоблачные и выглядели, как стоп-слова. Менеджер утешил, что в следующем месяце обещают более привлекательные условия и субсидирование от производителя.
Ставки действительно были снижены в марте 2025, для срока кредита в 5лет с первоначальным взносом от 40% стоимости нового авто: на модели Belgee до 10,9% годовых, на модели Geely до 12,5%, на Knewstar 001 до 13,3%. Это уже вполне вменяемые цифры, особенно на фоне ключевой ставки в размере 21%. Наверняка у других производителей (Haval, к примеру) можно найти ещё что-то более привлекательное.
К чему я всё это? Китайские машины это реалии нашего рынка, к которым приходится привыкать. Они продаются по высоким ценам, а новые европейские или японские вообще по заоблачным. Тот же Skoda Karoq, привезённый по параллельному импорту, стоит от 4млн - то есть в два раза дороже, чем 3 года назад...
Утешает только, что за последние три года заметен хороший прогресс в качестве китайских машин, они уже не вызывают у меня отторжения, как раньше. Безотносительно стоимости, я вполне готов пересесть на китайскую машину среднего уровня, которые начинаются, к сожалению, от 2,5-3млн.
Тут я совершенно не претендую на правильность рассуждений, просто привёл свои впечатления от небольшой части рынка новых автомобилей в начале 2025 года. В салонах Санкт-Петербурга немного покупателей у брендов средней ценовой категории (машины стоимостью 2-3млн), и совсем нет в салоне VW - Audi, где стоят машины стоимостью от 5млн рублей и выше.
Кстати, про китайский Премиум - Hongqi, друзьям пришла рекламная смс про скидки на модель HS5 дорест в марте 2025 года. Дилеры привезли обновлённые машины и выкатили огромную скидку на машины предыдущего модельного ряда, произведённые в 2024 году. Стоимость стала 3,2-3,5млн, что выглядит более адекватно для нашего рынка. Год назад весной 2024 года я проходил мимо бывшего салона Volvo, который перепрофилировался на продажу марки Hongqi, и зашёл туда из праздного любопытства. Так вот, тогда Hongqi HS5 продавали за 5,5млн! Неплохо они подешевели за год, может ещё подождать?
2025-04-08