Бинокль Pentax VD 4x20 обзор

 

Навигация по странице:

Как показывает?

Итоги

Характеристики

 

Если вы пропустили эту новинку, то сейчас самое время с ней познакомиться. Хотя, подождите, это ведь уже не новинка - модели 4 года, так быстро летит время. Бинокль был представлен, как прототип, в начале 2020 года, модель анонсирована летом и чуть позже появилась в свободной продаже.

Это один из редких случаев, когда оригинальная инженерная задумка была реализована в виде серийного продукта. Изначально Pentax не решился запустить эту модель в производство и разместил краудфандинг-проект на японском сайте для оценки спроса. Результаты сбора средств превзошли все ожидания, и модель была запущена в серийное производство. Я не знаю точно, какими тиражами выпускался этот бинокль, по грубой оценке в 2020-2022 годах появлялось по 1000 штук в год, и этого количества не хватало, поскольку модель периодически пропадала из наличия. Спрос на неё был высокий, пока рынок не насытился. В настоящее время модель доступна по цене $221 в Штатах (Январь 2024).

Ещё немного рекламы с официального сайта на английском языке, сохраняю для истории.

Бинокль поставляется в коробке серого цвета габаритами ДхШхВ 138х133х63мм и весом 520гр.

Инструкция на японском языке, показано, как собирать режим телескоп и как при этом фокусироваться.

В Штатах отличная гарантия от производителя первому покупателю.

Комплект: бинокль, сдвоенная крышка на объективы, сдвоенная крышка на окуляры (рейнгард), нашейный ремень, чехол с ремнём, шнурок для крышек.

На левом тубусе с внутренней стороны есть бирка с указанием места производства MADE IN CHINA и серийным номером.

Нашейный ремешок тонкий капроновый, шириной 10мм. Такого вполне достаточно для этого лёгкого бинокля весом всего 370гр. Крепление к биноклю осуществляется через шнурки, что характерно для компактных биноклей, они легко продеваются в узкие (ширина 7,5мм) пластиковые проушины. У ремешка две клипсы, в собранном виде предполагается его использование на шее для бинокля, в разобранном виде (бинокля и ремешка) можно использовать по отдельности для двух монокуляров.

Сумка капроновая чёрного цвета, с небольшим уплотнением стенок. Закрывается крышкой со срезанным углом на небольшую липучку, спереди есть дополнительный кармашек. По бокам от крышки есть свободное место, чтобы выпустить ремешок и носить бинокль в сумке на шее. С тыльной стороны есть проушина для крепления на ремень шириной 55мм. С выкрученными наглазниками бинокль помещается внутрь сумки, крышка еле-еле достаёт до липучки и закрывается. Форма у сумки плоская, бинокль на выставленном МежЗрачковом Расстоянии в 65мм помещается внутрь, но начинает выпирать сверху. Предполагается, что бинокль надо выпрямить в линию для компактности перед хранением в сумке. Тогда после вынимания из сумки надо каждый раз выставлять своё МЗР, как у компактов с двумя шарнирами.

По внешнему виду и материалам бинокль вполне качественный, в руки взять приятно. Ощущения бюджетности при использовании нет, тактильно бинокль ощущается лучше, чем, скажем, Bosma X 8x32, это скорее средний уровень; но не очень аккуратные стыки и зазоры между деталями выдают ценовую категорию бинокля - среднебюджетную около $200. Стоимость на зарубежных площадках как раз начиналась меньше $200, весной 2023 года была около $240 - это среднебюджетная категория у Pentax; а в РФ стоимость была (и есть) запредельная - около 40 (52) тысяч рублей! 

Корпус бинокля затянут мягкой обрезинкой серого цвета, она чуть отходит в районе проушин для ремешка. Заметного запаха от обрезинки нового бинокля не было. С тыльной стороны тубусов есть формовка под большие пальцы рук, удобные, но я бы их чуть дальше в стороны развёл, чтобы было более удобно держать бинокль на среднем МЗР=65мм, а не на мах МЗР.

Пластиковая заглушка штативного отверстия (сверху и снизу моста) отличной плоской формы, совершенно не мешает удерживать бинокль. Складывание тубусов в шарнирах средней тяжести, не сбивается с выставленного значения МежЗрачкового Расстояния. Диапазон МЗР=54,5-74мм.

По габаритам ДхШхВ 110х94х36мм на мах МЗР VD не совсем компактный бинокль, скорее карманный. Он как раз не супер маленький, чтобы было удобно и стабильно держать в руках (тубусы крупнее монокуляра Vixen ArtScope 4х12), но чуть меньше Maven C2 7х28, в карман куртки помещается.

Фокусировка раздельная, осуществляется вращением прорезиненных колец у объективов, при активном использовании резинки могут отклеиваться от основания. При вращении целый блок объектив+фокусирующая линза выдвигается наружу или задвигается внутрь. Возникает сомнение во влагозащитных свойствах бинокля при погружении в воду. Защитного стекла снаружи объективов нет, как, к примеру, и у младших линеек Canon IS.

Работа фокусера

На бесконечность вращение по часовой стрелке. Полный ход около 100 градусов. Ход фокусера с Минимальной Дистанции Фокусировки (0,5м) до 25-30м около 90 градусов, с этого положения можно смотреть и на бесконечность. Дальше остаётся запас хода “за бесконечность” в 10 градусов.
То есть при установке фокуса на бесконечность смотреть можно до 20-25м, не трогая фокус, очень удобно.

 

 

Зимний тест, бинокль провёл 4 часа при температуре +4С:
Без влияния на работу бинокля: даже кольца фокусеров не прикипели к своим положениям и нормально крутились; тубусы сдвигались; наглазники с таким же усилием выдвигались наружу, как и при комнатной температуре.

В реальном использовании на улице зимой проблем с биноклем не было.

Края линз объективов не зачернены, но расположены шире оптического тракта и закрыты наружными стопорными кольцами. Диаметр просвета между ними 20мм, действующая апертура по тесту фонариком 20мм. Снаружи объективов расположены видимо алюминиевые кольца (не магнитятся), которые служат для сборки тубусов в один (режим телескоп), а также хорошо работают, как бленды от засветки. Постановка бинокля на стол звонкая, лучше ставить на что-то мягкое или подстилку. 


При фокусе на бесконечность наружная линза объектива (чуть выпуклая) утоплена от края бленды на 17мм по центру и 17,8мм по краю.

Внутри тубусов хорошее матирование всех поверхностей и есть одна светоотсекающая диафрагма, за которой спрятаны три винта (латунные?), видимо для усиления крепления моста.

На фото выше (слева): блики от объектива слева, блик от первой поверхности призмы на среднем фото внизу, справа блики от призмы в самом низу.

 

Схема объектива склейка-дублет (2 линзы) - это единый двигающийся блок, следом призмы. Блики от просветлений объектива средние (или ниже) по яркости, зелёного и синего цветов. Такие же по яркости блики зелёного цвета от призмы. FMC.

Глазная линза небольшого Д=15мм, выглядит плоской. Утоплена от края сложенного наглазника на 3,7мм. Доступный вынос выходного зрачка от края сложенного наглазника около 16мм. Полный вынос ВЗ от стекла получается около 20мм, что является очень хорошим показателем. В любых очках мне видно всё поле зрения при сложенных наглазниках. При наблюдениях без очков хода наглазников наружу чуть не хватает, бинокль приходится отрывать от переносицы и держать на весу. Благо вес бинокля и кратность позволяют так смотреть. Заодно глазную линзу не испачкаешь ресницами.

На фото выше (слева) верхний ряд: слева фото выходного зрачка левого канала; справа фото вз правого канала. Нижний ряд: слева фото имитации наблюдений в сторону Солнца (подсветил сверху фонариком смартфона); справа фото вз на краю (оценка виньетирования). 

 

Выходной зрачок круглый по форме, диаметром около 5,25мм. Вокруг хорошее затенение, без засветки на внутренностях тубусов, даже фонариком не добиться бликов внутри. Кратность бинокля по отношению апертуры к диаметру ВЗ получилась 20/5,25=3,8х.

Наглазники пластиковые в обрезинке, не скручиваются. Снаружи заметно расширяются к основанию, Д внеш=33мм. Внутренний диаметр бленд у объективов 33,3мм, в них как раз и вставляются наглазники. Верхнюю плоскость наглазника формирует обрезинка, с Д=29мм до просвета с Д внут=20,5мм. Обрезинка тонкая, легко прогибается пальцем внутрь. Пыль на себя собирает средне.
Наглазники трудно выдвигаются наружу на 2 шага против часовой стрелки, в промежуточных положениях хорошо держатся на трении, при надавливании сверху не складываются обратно.


Доступный вынос выходного зрачка: 16 - 10 - 5мм (за край сложенных наглазников - шаг1 - полностью выдвинутых наглазников).

 

Окулярное поле зрения у VD 4x20 скромное, всего 40 градусов; не сказать, что в замочную скважину смотришь, но погружение в картинку слабое.
Блэкауты отсутствуют, поле зрения легко сканировать. При переводе взгляда на самый край затенения не происходит.

 

Поле зрения по моим замерам получилось чуть больше, чем заявлено: около 10,45° или 181/1000м.

Как показывает?

 

Pentax приятно удивил, VD 4x20 показывает очень хорошо: ярко, сочно по цветам и контрастно; даже чуть контрастнее, чем Maven C2 7x28. Яркость картинки у них сравнима, светопропускание 90% у VD наверняка есть. Картинка нейтральная по цветопередаче, я почти не фиксирую отклонения зимой по снегу, слегка виден красный оттенок.

Светозащита выполнена на хорошем уровне, лучше упомянутого Maven C2, спокойно можно наблюдать в сторону высоко расположенного Солнца. Засветка поля зрения по низу практически отсутствует.
Благодаря большому выходному зрачку и отличному светопропусканию предметы при ночных наблюдениях, как подсвеченные, видны лучше, чем глазами.

 

Тест с поляризационным фильтром перед объективами бинокля на просвет, когда окуляры направлены на монитор, показал перепад в яркости между половинками апертуры небольшого-среднего уровня.
Ночью по фонарям средней яркости (и выше) хорошо видны тонкие и яркие лучики-крестики, по более тусклым фонарям не видны. В целом наблюдения ночных городских панорам нормальны, бликования на оптике нет.

Дисторсия (тангенсная - искривление прямых линий, проходящих через поле зрения) у VD положительная (подушка), слабого уровня; заметно слабее, чем у Zeiss Conquest HD 10х32. Дисторсия (угловая) положительная: по краю изображение растягивается (больше увеличение), по центру сжимается (меньше увеличение); тоже слабого уровня. Так как дисторсии одинакового знака, то они складываются, и при панорамировании есть слабый эффект "потягивания" картинки, слегка заметен на городских панорамах. Эффекта Роллин Болз нет. Ощущение 3Д (стереопластика) слабое.

 

Хроматизм и ED

Хроматическая Аберрация (ХА) на оси у VD отсутствует; очень слабая по краю, заметна только на внешней четверти-пятой части поля зрения на контрастных сценах. На обычных сценах бинокль условно без хроматизма, хотя ED-стекла в объективе нет.

 

Резкость на оси отличная, контраст тоже. В целом картинка даже немного близка по уровню к полноформатному Vixen SG 6.5x32: яркая, нейтральная и контрастная. VD, пожалуй, показывает лучше, чем Nikon E 8x30. И вполне может поспорить с компактными Руф-биноклями Альфа-брендов по уровню картинки.

Днём номер машины в 100м глазами не прочитать, с VD хорошо видно. Но при наблюдениях наземки на открытой местности кратности мне скорее не хватает.

 

Коррекция аберраций по полю хорошего уровня, лучше, чем у Vixen SG 6.5x32.
Солнечным днём всё поле зрения рабочее, совсем слегка смазан край. Пасмурным днём почти всё поле, боковым зрением фиксируется, что край слегка смазан. С падением освещённости видимость смаза улучшается, но даже ночью видно (прямым зрением), что край лишь немного смазан.
На краю кривизна поля зрения слабого уровня (ход фокусера для перефокусировки на край около 10-15 градусов), и небольшого уровня астигматизм (перефокусировкой край почти исправляется).

VD отличный театральный бинокль. Компактный, не выглядит громоздким в руках, можно держать одной рукой на весу. Кратности достаточно, даже с конца партера Мариинского или Михайловского театров лучше видны лица и мимика артистов, но без перебора, как на 8х, когда лица слишком близко, становятся хорошо виден грим, пот на лбу и пропадает магия театра. По вертикали с запасом помещаются две человеческие фигуры на сцене, по горизонтали сцена помещается примерно в 3,5 поля зрения. Бинокль яркий, при минимальном освещении сцену хорошо видно. Раздельная фокусировка и 4х кратность позволяют без изменения точки фокуса смотреть разным людям. Посмотрел один, передал другому, смотрит следующий, при этом ничего не сбивается и не надо перенастраивать фокус или диоптрийную коррекцию.
В режиме телескоп по освещенной сцене бинокль работает неплохо, но такое приближение уже избыточно. В режиме два монокуляра одним глазом смотреть менее удобно, чем двумя в бинокль. Однако так можно поделиться биноклем на непродолжительное время.

 

Я также опробовал VD в полях, хорошо подходит. Габариты небольшие, вес тоже - можно закинуть бинокль в сумку или положить в карман куртки, на ремешке носить не пробовал. Монокуляром можно поделиться для одновременного рассматривания окрестностей. Разламывание бинокля пополам вызывает изумление у неподготовленной публики. Режим телескоп тоже занятный, днём вполне можно что-то рассмотреть поближе. В таком режиме сильно падают яркость и качество картинки. Начинает проявляться хроматизм по всему полю, на оси уровень ХА становится на уровне Nikon P7 8x30, изображение чуть размывается. Падает резкость, становится тяжело навестись на фокус из-за быстрого (короткого) хода фокусёров. Кстати, всё поле зрения становится с одинаковым качеством, замыливание по краю пропадает, только становится заметна дисторсия, она увеличивается до среднего уровня.
С рук в такую зрительную трубу можно что-то кратковременно рассмотреть, но лучше использовать какой-то упор или штатив. В режиме телескоп 16х20 детализация становится примерно на уровне плохого 10х бинокля, не выше. Рекламный щит у дороги на расстоянии около 500м с текстом, который не разглядеть в режиме бинокля на 4х, сносно видно в режиме телескоп на 16х. Кстати, другие тестеры намерили 16,3х-17х вместо 16х в таком режиме. У меня по фото-тесту получилось около 15,5х.

 

По небу

Большое поле зрения должно хорошо способствовать обзорным наблюдениям, но мне не хватает погружения в картинку, бОльших кратности и апертуры для городского неба. На загородном (тёмном) небе бинокль должен лучше раскрыться. Наблюдать под углом вверх можно с полностью выкрученными наглазниками, выноса зрачка достаточно.
На краю поля зрения звезда растягивается почти одинаково в меридиональном (по окружности - кривизна поля) и в сагиттальном (на центр - астигматизм) направлениях. Но размытие не сильное, подобие звезды сохраняется на краю, превращения в “галактику” нет. Рабочего поля около 85-90%, потемнение звезд по краю лишь слегка заметно из-за виньетирования края поля зрения.
Поле зрения чуть меньше расстояния между 55 Gem - 66 Gem, около 10,3 градусов.


На краю звёзды 3,9 звёздной величины и тусклее теряются; 3,4 зв величины почти теряются; 3 зв величины видны, более яркие звёзды (2,2 зв величины) хорошо видны. Размытие не сильное: звёзды 3,45 зв величины в принципе видны, но из-за небольшого потемнения по краю эта звезда 30 Leo почти не фиксируется.
Невооружённым глазом на городском засвеченном небе было видно звёзды до 3,5 зв величины уверенно и более яркие; 3,85 зв величины едва прямым и 4 зв величины скорее угадывались боковым зрением; в VD до 5,75 зв величины. Бинокль явно не для засвеченного городского неба. Хотя 36 - 35 Leo в него легко делятся. М44 (Улей) в бинокль при беглом осмотре пропустил, чуть позже зафиксировал боковым зрением, было едва видно.
Венера: вполне видна фаза даже на такой небольшой кратности. Она не круглой формы, лучится.
Юпитер на таком большом выходном зрачке круглый, но заметно лучится, немного на Венеру похож. Спутники вокруг вполне фиксируются.
С солнечным фильтром крупные пятна (3537 на 04.01.2024, 3545 на 12.01.2024) на Солнце легко видны, более мелкие и группы пятен (3536 на 04.01.2024, 3539 и 3541 на 12.01.2024) тоже видно благодаря хорошему контрасту. 

 

Фото искусственной звезды на краю поля зрения в режиме бинокль для оценки аберраций:

В режиме телескоп 16x20 по небу

Невооружённым глазом на городском засвеченном небе было видно до 2 звёздной величины (13 Ari) - 2,6 зв величины (Шератан 6 Ari), в VD 16x20 до 4,95 зв величины (75 Tau) прямым и до 5,45 зв величины (81 Tau) боковым зрениями.
Плеяды с хорошим запасом поместились в поле зрения, хорошо было видно только 5 самых ярких сестёр, а остальные видны: Келено только боковым зрением, Стеропа и мать Плейона фиксировались на грани глюка; отца Атланта было видно. В режиме бинокль проницание было чуть выше: Стеропу вполне видно, как и звезду 5,65 зв величины (18 Tau), расположенную немного выше.


Поле зрения немного больше 2,5 градусов. На краю поля зрения звёзды 3,4 зв величины (78 Tau) хорошо видны, 4,45 зв величины (71 Tau) видны, 5,45 зв величины (81 Tau) еле видны скорее боковым зрением. Качество картинки фиговенькое, контраст низкий: звёзды не точечные, сильно лучаться, фокусируются на большую площадь. У Альбедарана цвет звезды (жёлтый) хорошо читался, но он был сплюснут и с лучиками вниз.
Юпитер вроде круглый, есть сильные лучи вниз; спутники еле видны.


Так что это скорее режим зрительной трубы, чем телескопа, судя по качеству картинки.

Трансформер

Механически бинокль собран в одно целое очень крепко. Если не знаешь, что он разбирается, то можно и не догадаться. Защёлкивается в один цепко, может при этом защемить палец. Новый бинокль разбирается с трудом, для разделения на половинки в горизонтальном положении нужно тубусы потянуть вниз, а центр наоборот вверх, тогда шарнир рассоединится. В собранном состоянии VD не имеет люфтов, но если слегка нажать на тубусы в разных направлениях, то возникает лёгкая несоосность, которая, однако, сразу пропадает после прекращения давления. У обычного бинокля, конечно, тубусы фиксируются крепче между собой, но конструкция VD выглядит вполне надёжно. Сейчас поясню, почему я в этом уверен.

 

Обычно я рассказываю про один экземпляр, как правило, нового бинокля. В этот раз была возможность посмотреть в два экземпляра Pentax VD 4x20. У меня на тесте также побывал бинокль из демо-пула дилера Pentax, спасибо Пентар за предоставленный бинокль. Я думаю он из первых партий - серийный номер на 05хх; бинокль из обзора, купленный летом 2022 года, с серийным номером на 26хх. Удивительно большое количество экземпляров для такого короткого промежутка времени в пару лет производства. 

Так вот, этот бинокль 05хх - демо образец у продавца, ему было примерно полтора года, его особо не жалели при эксплуатации. Я думаю такие тяжёлые условия соответствуют обычному использованию в течение пяти лет. При первом знакомстве с демо биноклем я заметил некоторую несоосность тубусов после расцепления и сборки тубусов в одно целое, что приводило к двоению изображения и напряжению для глаз. Однако после некоторой практики я научился правильно его собирать (не нужно пытаться выставить тубусы параллельно, он сам соберётся в нужном положении) и сразу смотреть без двоения. Даже после 15-20 циклов разборки и сборки бинокль продолжал надёжно собираться в единую конструкцию. Новый бинокль ещё лучше фиксируется в одно целое двумя шарнирами с подпружиненными шариками.

Небольшой износ конструкции неизбежен во время эксплуатации этого бинокля. На фотографиях, представленных выше, можно посмотреть и сравнить состояние шарнира нового (слева) и старого (справа) биноклей.

Итоги

Pentax VD 4x20 это отличный театральный бинокль, мой любимый формат, хорошо подходит для наблюдения в помещениях, где не требуется большая кратность. Этот бинокль - один из немногих, про который я "с чистым сердцем" могу сказать, что его стоимость полностью оправдана. Бинокль интересен, как конструктивом, так и выдаваемой картинкой. VD показывает получше, чем Maven C2 7x28, на уровне Pentax AD 9x28 WP (возможно эти три бинокля с одного производства Kenko); немного похоже по уровню на полноформатный бинокль Vixen SG 6.5x32; и даже лучше, чем Leica Trinovid BCA 8x20\10x25. Благодаря небольшой кратности и не совсем маленьким габаритам картинка с очень хорошей стабильностью, наблюдения комфортны в любое время суток.

Бинокль позволяет фокусироваться от 0,5м, можно рассматривать близко расположенные предметы, как в лупу. Также проходит трюк с наблюдениями биноклем VD сквозь другой бинокль, VD вполне работает в режиме макро- монокуляра\бинокля.

Немного измеренных характеристик

 

Габариты бинокля: ДхШхВ 110х94х36мм на МЗР=65мм. Чехла 135х110х45мм.

Вес бинокля: 345гр; 360гр с ремнём; 405гр в сумке.

Апертура: 20мм просвет и действующая около 20мм. Линза утоплена на 17мм внутрь по центру.

Поле зрения бинокля\монокля 4х20: 10,45 градусов. По прямому замеру 2,18м на 12м или 181/1000м.

Поле зрения трубы 16х20: 2,6 градусов. По прямому замеру 0,54м на 12м или 45/1000м.

Окулярное поле зрения: 40 градусов.

МДФ: 0,5м.

МЗР=54,5-74мм.

Фокусер: Д=36мм на 10мм высота.

Ход фокусера: 100 градусов (0,3 оборота).

Глазная линза: Д=15мм. 

Выходной зрачок: около 5,25мм. 

Увеличение: около 20/5,25=3,8х.

Наглазники: Д внеш=33мм, Д внут=20,5мм. 

Вынос выходного зрачка: 16 - 10 - 5мм (за край наглазников сложенных - выдвинутых на шаг1 - полностью выдвинутых наглазников).

Запас поворота колеса "за бесконечность": 10 градусов.

Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 6 диоптрий.

2024-01-18