На рынке не так много биноклей небольшой кратности, поэтому я не смог пройти мимо и решил взять Приму на тест. Прима - это бинокль бюджетного сегмента (а не премиум-класса), как и большинство продукции Veber, произведён по их заказу в Китае. Интересен он прежде всего тем, что является современной китайской репликой японского бинокля Sightron Safari 5x20, который, в свою очередь, является копией Hinode A4 5x20 (вполне возможно их собирали на одной фабрике). Мне удалось собрать на руках эти три бинокля и сделать их сравнение. Прима самый новый бинокль, Сафари скорее всего начала 2000-х годов, A4 возможно ещё старее и произведён в 90-х годах.
Итак, на тесте:
Hinode A4 5x20 (далее А4),
Sightron Safari 5x20 (далее Сафари),
Veber Prima 5x20 (далее Прима).
Именно в таком порядке они будут представлены на общих фото. Основной текст обзора будет про Прима, в случае отличия от других биноклей, я буду делать дополнение про них.
Бинокль Veber Prima 5x20 поставляется в небольшой коробке весом 330гр, габаритами 125х105х65мм. После того, как увидишь коробку или инструкцию, становится понятно откуда название бинокля (оно не от марки сигарет), и почему Вебер разместил эту модель в разделе театральные бинокли.
Комплект: бинокль, сдвоенная крышка на окуляры (рейнгард), шнурок на руку, сумка.
Также есть тряпочка для протирки оптики.
На корпусе есть только название модели бинокля, а его параметры размещены сверху на колесе фокусера. Серийный номер или указание места производства отсутствуют.
Нашейный ремешок у А4 и Сафари капроновый, чёрного цвета, шириной 8мм, крепится к биноклю на клипсах через маленькие верёвочки. У Прима это цельный шнурок, толщиной около 4мм, для крепления с одной стороны бинокля, хотя проушины также с двух сторон корпуса.
Сумки у Сафари и Прима (две нижние) идентичные по размерам, толщине стенок и материалу снаружи. У Сафари чуть приятнее вставка из кожзама на крышке и получше внутренняя подкладка.
У А4 сумка (верхняя на фото) такой же формы\габаритов, выполнена добротнее и с более толстым уплотнением стенок.
Корпуса идентичны вплоть до расположения резиновых уплотнителей. Цветовая раскраска у биноклей тоже совпадает, только у Прима пластиковые кольца под окулярами нелогично окрашены в серый цвет под вставку в центре, тогда как у двух других они чёрные под наглазники.
Уровень сборки сравним, Прима не выбивается в худшую сторону, у всех заметно бюджетное исполнение.
База объективов составляет около 36мм на выставленном МЗР=65мм, то есть коэффициент стереобазы 36/65 = 0,55. Картинка выглядит как-будто сжатой по стереопланам, 3Д эффект воспринимается хуже, чем смотреть глазами. Это особенность применённой схемы призм “Обратный Порро”.
Складывание тубусов средней тяжести, выставленное значение МежЗрачкового Расстояния не сбивается самопроизвольно. Диапазон МЗР изменяется у всех биноклей примерно в диапазоне 56-73мм, точные значения можно посмотреть в конце обзора.
Покрытие корпуса самое скользкое у Сафари (глянцевая краска), потом менее скользкое у А4 (краска обычная), у Прима самый цепкий пластик и матовое покрытие.
Под резиновыми вставками с тыльной стороны корпуса действительно есть винты, но я не уверен, что именно эти юстировочные, потому что они расположены слишком близко к объективам (призмы глубже в корпусе).
Диоптрийная коррекция выполнена под правым окуляром в виде пластикового рифлёного кольца, которое стилизовано насечками под колесо фокусера. Под левым окуляром есть такое же пластиковое кольцо (без рифления) для симметрии. Кольцо может сбиваться со своего положения при случайном задевании. Вращение плавное без ступенек и лёгкое, на 35 градусов влево от нулевой метки и на 30 градусов вправо.
Разметка сделана сверху на призменной крышке, а не стандартно под окуляром. При вращении правый окуляр выдвигается наружу внутри наглазника или задвигается внутрь.
В комплекте только сдвоенная крышка на окуляры (рейнгард), она из мягкой резины, с трудом налезает на наглазники. Справа у рейнгарда есть цельная проушина для крепления на нашейный ремешок, хотя у Прима он отсутствует.
Колесо фокусера пластиковое и скользкое, особенно у А4, у Сафари\Прима насечки улучшают сцепление. Голым пальцем вращать колесо удобнее, в перчатках палец сильнее проскальзывает. При случайном задевании колесо немного сдвигается. Ход фокусера средней тяжести у А4 и Сафари, у Прима более лёгкий и менее вязкий, что удобнее. Обратная связь нормальная, люфта нет в работе всех биноклей.
Низ колеса фокусера утоплен на 10мм внутрь корпуса, вокруг него есть щели в корпусе, через которые видны внутренности биноклей и куда может проникать пыль, влага.
Работа фокусера
На бесконечность вращение по часовой стрелке. Полный ход оочень длинный, более 1200 градусов у всей троицы, у Прима 1300. Ход фокусера с Минимальной Дистанции Фокусировки (МДФ=1,3м) до 15м около 710 градусов, потом 45 градусов до 70м, 20 градусов до 300м и на бесконечность. С этого положения остаётся запас хода “за бесконечность” в 525 градусов.
Если сфокусироваться на бесконечность, то я могу смотреть вплоть до 80-100м.
Зимний тест, бинокль провёл 4 часа при температуре +4С: не проверял.
Просвет у объективов около 20мм, действующая апертура по моему замеру получилась тоже около 20мм. Первая линза объектива утоплена от края тубуса внутрь на 4,4мм или на 13мм по центру в зависимости от положения фокуса. Фокусировка осуществляется сдвигом объективов. При фокусе на МДФ линза правого канала выдвигается ближе к краю тубуса (наружу), чем левая, эта особенность есть у всей троицы.
Вокруг пластиковой оправы объектива есть небольшой зазор до корпуса, он слегка прикрыт приклеенными секторами изнутри, но при фокусе за бесконечность частично видны щели внутрь бинокля, которые тоже тянут пыль и влагу на призмы. Из-за этого у А4 со временем образовался грибок на призмах, так как он самый старый из этой троицы.
Схема объектива у биноклей склейка-дублет, дальше (глубже) идёт призма. Блики от просветлений оптики объектива у Прима обычных зелёных оттенков и яркости выше средней, от призмы зелёно-фиолетовые - везде полное мульти (FMC).
На фото выше (слева) верхнее фото: блики от просветлений объектива; среднее фото: блик от просветления призмы, нижнее фото: вид на призменную диафрагму. Она не закрывает край призмы, на среднем фото хорошо видна яркая полоска внутри.
Глазная линза небольшого Д=18мм, выглядит плоской. Утоплена от края сложенного наглазника на 3мм. Доступный вынос выходного зрачка от края сложенного наглазника около 11мм. Полный вынос ВЗ от стекла получается около 14мм.
Без очков я вижу всё поле зрения с полностью выкрученными наглазниками. В очках с тонкой оправой мне видно всё поле зрения при сложенных наглазниках.
На фото выше (слева) верхний ряд: слева фото выходного зрачка левого канала; справа фото вз правого канала. Нижний ряд: слева фото имитации наблюдений в сторону Солнца (подсветил сверху фонариком смартфона); справа фото вз на краю (оценка виньетирования).
Выходной зрачок не совсем круглый по форме, диаметром около 4мм, вокруг плохое затенение и есть бликование в нижней части. Кратность бинокля по отношению апертуры к диаметру ВЗ получилась 20/4 = 5х.
Виньетирование края поля зрения приличное, но не особо заметно при дневных наблюдениях.
Наглазники у Прима пластиковые в обрезинке средней жёсткости. Внешний Д = 35мм, просвет с Д внут = 25мм. Верхняя часть наглазника плоская с небольшим скатом внутрь, сформированного тонкой обрезинкой, которая легко продавливается пальцем. Форма и размеры идентичны у троицы.
Наглазники легко выдвигаются наружу на 3 шага у А4, у Сафари\Прима без фиксации (нет шагов выдвижения). Наглазники можно выставлять в промежуточных положениях, они немного держатся на трении и складываются при надавливании сверху.
Доступный вынос выходного зрачка у А4: 12 - 10 - 6 - 3мм (за край сложенных - шаг 1 - шаг 2 - полностью выдвинутых наглазников).
Доступный вынос выходного зрачка у Сафари: 12 - 3мм (за край сложенных - полностью выдвинутых наглазников).
Доступный вынос выходного зрачка у Прима: 11 - 2мм (за край сложенных - полностью выдвинутых наглазников).
Я смотрю наземку с полностью выкрученными наглазниками наружу без очков, высоты наглазников чуть не хватает, хочется слегка оторвать бинокль от глазниц или смотреть исподлобья. В солнцезащитных очках видно всё поле зрения при сложенных наглазниках.
Окулярное поле зрения у Prima Veber 5x20 умеренное: 52,5 градуса, у двух других биноклей по 52 градуса. В картинку нормальное погружение, особенно по сравнению с Pentax VD 4x20, у которого всего лишь 40 градусные окуляры.
Блэкауты проявляются слабо, поле зрения легко сканировать. При переводе взгляда на самый край затенения почти не происходит.
Поле зрения по моим замерам получилось чуть больше, чем заявленные 10,3°: почти 10,4 градусов или 181/1000м.
Цветопередача у A4 “тёплая” с красноватым оттенком (верхнее фото слева); у Сафари немного “тёплая” с красноватым оттенком (нижнее фото справа); у Примы нейтральная с красноватым оттенком. Похоже Прима немного “холодит” изображение.
Светозащита плохая у всей троицы, в сторону Солнца может засвечиваться до половины нижней части поля зрения. При ночных наблюдениях тоже часто ловятся блики по фонарям, они отражаются от внутренностей тубусов. Также у этих биноклей есть два слабых блика на оптике по ярким фонарям по прямой на фонарь (по одному в канале).
Это видно и при использовании бинокля в театре, по сцене в полумраке, когда ярко высвечены некоторые части сцены. Увеличение 5х оказалось избыточным для наблюдения с середины партера в небольшом зале Александринского театра, подальше будет скорее всего нормально смотреть.
Яркость картинки у А4 средняя, визуально светопропускание около 84-85%; у Сафари средняя, он показывает чуть ярче, визуально светопропускание около 85-86%; у Примы яркость отличная, она заметно самая яркая из троицы, визуально светопропускание около 89%. Pentax VD 4x20 (на фото ниже справа) сравним по яркости картинки с Прима (на фото слева), показался чуть ярче при дневном использовании.
Дисторсия (тангенсная - искривление прямых линий, проходящих через поле зрения) у Прима положительная (подушка), ближе к сильному уровню; сильнее, чем у Zeiss Conquest HD 10x32.
Дисторсия (угловая) положительная (подушка), ближе к сильному уровню: по краю изображение растягивается (больше увеличение), по центру сжимается (меньше увеличение). Так как дисторсии одного знака, то они складываются и дают заметное искажения перспективы при панорамировании, что несколько отвлекает от наблюдения городских панорам.
Эффект Роллин Болз отсутствует.
Хроматизм и ED
Хроматическая Аберрация (ХА) на оси у этих биноклей слабая, едва заметная. По краю ХА небольшая, слегка видна только на контрастных сценах у самого края поля. ED-стекла в объективах нет, но смотреть и так хорошо. Каёмки не сильно насыщенные, цвет скорее зелёный-фиолетовый, не совсем чистый у всех.
Резкость на оси у Прима очень хорошая, чуть уступает А4; у Сафари резкость чуть-чуть уступает Прима. Pentax VD 4x20 оказалось сложнее сравнивать из-за меньшего увеличения, он показался сравним с Сафари по резкости на оси.
Коррекция аберраций по полю провальная у троицы: даже пасмурным вечером заметно размыта внешняя четверть поля зрения. Замыливание не одинаковое по сторонам, самое сильное и заметное снизу, по сторонам и сверху меньше смаз.
На краю сильная кривизна поля зрения (ход фокусера для перефокусировки на край около 90 градусов), также есть небольшой астигматизм (перефокусировкой край не становится полностью резким). Визуально размытие по краю у Прима чуть меньше, чем у двух других биноклей.
По небу
Прима хорошо показывает, звёзды вполне контрастно и точечно смотрятся, цвет звёзд отлично читается. В Vixen SG 6.5x32 проницание заметно выше, смотреть, конечно, детальнее и интереснее. А меньший по кратности Pentax VD 4х20 чуть уступает, в него картинка с более светлым фоном неба и меньшим окулярным полем (хуже погружение в картинку), хотя реальное поле зрения совпадает с Прима.
Я оценил поле зрения Прима по звёздам, оно около 10,5 градусов: примерно равно расстоянию между Регулом (32 Leo) и чуть дальше половины расстояния от 41 Leo до 36 Leo. В Прима "рабочее" поле по звёздам не больше 7 градусов (70%), дальше они очень заметно тянутся у края. По окружности (кривизна поля) растягиваются сильнее, чем по радиусу на центр (астигматизм). Внешняя седьмая-восьмая часть поля зрения смазана, это и по наземке ночью хорошо видно.
Одним вечером невооружённым глазом было видно звёзды до 3,85 звёздной величины (24 Leo), в Прима до 6,5 зв величины (HIP 47853). На краю звёзды 3,85 зв величины (24 Leo) терялись, 2,95 зв величины (17 Leo) почти терялись, а 2,2 зв величины (41 Leo) и более яркие были видны.
При наблюдениях под углом вверх и сложенных наглазниках в торец колеса фокусера можно\удобно упираться лбом, так как колесо сильно выступает над корпусом. Рабочего поля у биноклей не больше половины, 70% максимум, дальше звёзды заметно тянутся. Сначала казалось, что Регул (1,35 звёздная величина) самый точечный в А4, чуть больше в Сафари, а самый крупный в Прима. Но в эти бинокли чем дольше смотришь на звезду, тем она более точечная становится. И можно случайно сбить диоптрийную коррекцию под правым окуляром, что увеличивает площадь фокусировки звезды. В целом, точечность звёзд хорошая и сравнима во все три бинокля.
Фото искусственной звезды на краю поля зрения для оценки исправления аберраций:
Для своей стоимости Прима показывает хорошо, так как в бинокле немного оптических поверхностей и применены нормальные (мульти) просветления на всей оптике, то картинка яркая и нейтральная, хотя насыщенность цветов и контраст средние. В сторону Солнца смотреть можно только строго на оси окуляров, если сместиться выше, то сразу идёт засветка нижней трети-половины поля зрения. В бюджетном сегменте биноклей часто встречается плохая светозащита, а тут её практически нет. Огорчила также плохая коррекция по полю, особенно в нижней части. Основная рабочая область поля зрения, куда я навожусь биноклем, это как раз от центра и вниз. В Прима (и остальные бинокли) четверть низа в заметном дефокусе, что несколько сказывается на информативности картинки. Приходится наводиться чуть ниже объекта наблюдения или фокусироваться дальше этого объекта (выставлять фокус за бесконечность) с ухудшением резкости на оси.
Современная китайская копия оказалась лучше старых японских оригиналов, причём как по просветлениям оптики (у Прима они более современные и эффективные), так и по материалам (удобству удержания бинокля в руках), и по работе фокусера. Картинка в Прима более яркая и контрастная, чем в А4 или Сафари. Правда, если бы у меня были современные версии японцев на руках (Hinode A5 5x21, Sightron Safari 5x21), то они, как минимум, не уступили и скорее всего были бы лучше, чем Прима. У этих (старых) версий точно лучше юстировка, Прима временами при первом знакомстве давала лёгкое напряжение для глаз при наблюдениях, которое потом прошло и не фиксировалось даже по звёздам.
Современный Pentax VD 4х20 показывает раза в полтора-два лучше, чем Prima Veber 5x20, правда и стоит в 4-10 раз больше. Далее будет сделано их небольшое сравнение.
А сначала будет представлено ещё несколько фото всей троицы, ниже на двух фото бликов от просветлений оптики слева А4, справа Сафари, снизу Прима. У старичков, похоже, некоторые оптические поверхности (объективов) с однослойными просветлениями - от них блики почти без окраса, но яркости ниже средней, призма с бликами зелёного оттенка, такой же яркости, как у Прима. То есть у них покрытия скорее FC или MC.
Сравнение Pentax VD 4х20 и Veber Prima 5x20:
Pentax VD 4х20, на удивление, оказался чуть крупнее и тяжелее, чем Прима, это видно на фото выше.
Прима чуть компактнее по габаритам и ощущается легче в руках (245гр против 345гр), её менее удобно держать в руках, тряска картинки в неё чуть выше, в том числе и из-за большей кратности. У Прима 3Д эффект отсутствует, как-будто минусовой, ещё хуже, чем у Руфа - в Пентакс с его коэффициентом стереобазы, равным единице, даже интереснее смотреть, чем в Прима. Разрешение выглядит схожим, чуть лучше у Прима, Пентакс почти такой же резкий на оси и чуть более резкий по краю. Но у Пентакс заметно меньше окулярное поле зрение (40 градусов против 52,5), хотя реальное поле у них одинаковое.
Дисторсия меньше у Пентакс, он с более современным типом окуляров по дисторсии, тогда как в Приму заметно “потягивание” картинки при панорамировании. Прима показывает почти так же ярко и нейтрально, но заметно уступает Пентаксу в “прозрачности” картинки, контрасте и насыщенности цветов. В Прима картинка более “блеклая”, однако это заметно только при прямом сравнении или, если помнишь, как показывают хорошие бинокли. Отдельно Прима вполне хороша за свою цену, легкая и компактная, показывает нормально.
Hinode A4 5x20
Габариты: ДхШхВ 80х102х55мм на МЗР=65мм. Чехла 93х110х65мм.
Вес бинокля: 254гр, 270гр с крышками и ремнём, 307гр в сумке.
Апертура: 20мм просвет и действующая 20мм. Утоплена на 4,45мм или на 12,73мм по центру.
Поле зрения: 10,3 градусов. По прямому замеру 1,39м на 7,75м или 179/1000м.
Окулярное поле зрения: 52 градуса.
МДФ: 1,3м.
МЗР 56-73мм. База объективов 36мм на МЗР=65мм. К ст б = 0,55
Фокусер: Д=22мм на (17мм насечки по высоте) 19мм высота.
Ход фокусера: 1260 градусов (3,5 оборота).
Глазная линза: Д=18мм.
Выходной зрачок: около 4мм.
Увеличение: около 20/4=5х.
Наглазники: Д внеш=35,7мм - 34; Д внут = 25мм.
Вынос выходного зрачка: 12 - 10 - 6 - 3мм (за край сложенных - шаг 1 - шаг 2 - полностью выдвинутых наглазников).
Запас поворота колеса "за бесконечность": 450 градусов.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 10 диоптрий.
Sightron Safari 5x20
Габариты: ДхШхВ 80х101х55мм на МЗР=65мм. Чехла 100х115х65мм.
Вес бинокля: 250гр, 265гр с крышками и ремнём, 287гр в сумке.
Апертура: 20мм просвет и действующая 20мм. Утоплена на 3мм или на 11,6мм по центру.
Поле зрения: 10,3 градусов. По прямому замеру 1,394м на 7,8м или 179/1000м.
Окулярное поле зрения: 52 градуса.
МДФ: 1,2м.
МЗР 56-73,5мм. База объективов 36мм на МЗР=65мм. К ст б = 0,55
Фокусер: Д=22мм на (11мм насечки по высоте) 19мм высота.
Ход фокусера: 1215 градусов (3,4 оборота).
Глазная линза: Д=18мм.
Выходной зрачок: около 4мм.
Увеличение: около 20/4=5х.
Наглазники: Д внеш=36мм - 34; Д внут = 25мм.
Вынос выходного зрачка: 12 - 3мм (за край сложенных - полностью выдвинутых наглазников).
Запас поворота колеса "за бесконечность": 440 градусов.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 11 диоптрий.
Veber Prima 5x20
Габариты: ДхШхВ 80х101х56мм на МЗР=65мм. Чехла 100х117х60мм.
Вес бинокля: 245гр, 255гр с крышками и ремнём, 280гр в сумке.
Апертура: 20мм просвет и действующая 20мм. Утоплена на 4,4мм или на 13мм по центру.
Поле зрения: 10,4 градусов. По прямому замеру 1,301м на 7,2м или 181/1000м.
Окулярное поле зрения: 52,5 градуса.
МДФ: 1,3м.
МЗР 55,5-74мм. База объективов 36,5мм на МЗР=65мм. К ст б = 0,56
Фокусер: Д=22мм на (11мм насечки по высоте) 19мм высота.
Ход фокусера: 1300 градусов (3,6 оборота).
Глазная линза: Д=18мм.
Выходной зрачок: около 4мм.
Увеличение: около 20/4=5х.
Наглазники: Д внеш=35мм - 34; Д внут = 25мм.
Вынос выходного зрачка: 11 - 2мм (за край сложенных - полностью выдвинутых наглазников).
Запас поворота колеса "за бесконечность": 525 градусов.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 12 диоптрий.
2024-05-18
Что ещё посмотреть: