В 2017 году Canon запустил в продажу обновлённую линейку x32 IS, сразу представив в ней три модели 10x32, 12x32 и 14x32. На официальном сайте они расположены в разделе бинокли для наблюдения за птицами.
В них заявлен новый тип системы стабилизации, который взяли от фотообъективов Canon EF и адаптировали для биноклей: вместо призмы с изменяемыми углами теперь используется сдвиг линз для компенсации дрожи картинки. Это позволило улучшить работу системы и сделать два режима стабилизации, обычный и усиленный. Минусом этого решения стало заметно большее количество линз в конструкции объектива, чем у других моделей: у версии 14x32 заявлено 7 линз, тогда, как у 10x42L 4 линзы, а у 12x36 III всего 2 линзы в объективе. И это, естественно, не могло не сказаться на общем светопропускании бинокля. Давайте проверять.
Бинокль поставляется в габаритной коробке размерами ДхШхВ 278х227х158 и весом 1,5кг. Она заметно крупнее бинокля, видимо, чтобы подчеркнуть его ценность (как в истории про “дифлопе”).
Комплект: бинокль, сдвоенная крышка на окуляры (рейнгард), нашейный ремень, сумка.
Также есть шнурок для крепления рейнгарда к нашейному ремешку.
По внешнему виду и материалам бинокль вполне выглядит на свою стоимость, сравнимо с Zeiss Conquest HD. С внутренней стороны бинокля под колесом фокусера есть бирка с серийным номером, а на крышке батарейного отсека указание места производства - MADE IN JAPAN.
Нашейный ремешок простой: шириной всего 30мм, толщиной 3мм и не прорезиненный. Он состоит из двух материалов, с внутренней стороны полоска прорезиненного кожзама, снаружи синтетическая лента. Если заправить ремешок за воротник куртки, то бинокль носить нормально, но на голую шею ремень явно слишком узкий и тонкий, начинает “резать” шею. Летом на полный день использования бинокля ремешок лучше заменить, вес у бинокля вполне серьёзный, 825гр с батарейками.
Комплектная сумка капроновая, хорошего качества, выполнена на уровне кордура-кейс у Zeiss Conquest HD. По форме больше похожа на сумку для фотоаппарата, чем для бинокля. Стенки с хорошим уплотнением, более толстым, чем обычно делают китайцы к своим биноклям. Внутри расположен кармашек, куда надо вкладывать бинокль объективами вперёд, но мне так пользоваться сумкой показалось неудобно. Хорошо, что стенку кармашка можно сложить внутрь, он становится в виде полочки - так быстрее убирать\доставать бинокль. У сумки две молнии по бокам, которые позволяют её широко открыть, пользоваться удобно. Молнии не доходят до самого верха сумки, там расположена крышка на липучке, которая закрывает оставшуюся прорезь, чтобы по бокам выпустить нашейный ремешок наружу - он общий на бинокль и сумку.
Внутри сумки синтетическая подкладка под бархат, даже есть бирка с составом и местом производства - MADE IN CHINA.
Бинокль удобно держать в руках благодаря пузатым тубусам. Они затянуты обрезинкой под бархат, приятной тактильно. С тыльной стороны крышка батарейного отсека тоже выполнена под бархат, так как с ней контактируют большие пальцы, а выше мост из более простого пластика. Самый простой пластик спереди бинокля между тубусами, с надписью Canon и наименованием модели, хотя подушечки пальцев до него дотягиваются.
Эргономически бинокль удобен: его можно держать правой рукой вокруг тубусов, под указательный палец как раз попадает кнопка STABILIZER; а левой ближе к окулярам, тогда бинокль опирается площадкой с серийным номером на большой палец, а на колесо фокусера ложатся указательный и средний пальцы.
Кнопка STABILIZER чуть утоплена внутрь корпуса, на нём слева есть выступ для предотвращения случайного нажатия. Выше расположена кнопка POWERED IS, она обычная, выступает над корпусом и может быть случайно нажата, но мои пальцы до неё не достают при удержании бинокля. Кстати, надписи над кнопками перевёрнуты, чтобы было удобно их прочитать, когда бинокль висит на ремешке объективами от наблюдателя.
Бинокль построен на призмах Порро, но объективы расположены на фиксированном расстоянии 70мм. На выставленном МЗР=65мм коэффициент стереобазы 70/65=1,08. Благодаря этому при наблюдениях в бинокль у картинки есть заметное 3Д, лучше, чем у Руф-биноклей, но слегка уступает обычным Порро.
Колесо фокусера с тыльной стороны недоступно, закрыто пластикой площадкой с серийным номером. При наблюдении неба под углом вверх оказалось удобно опирать бинокль этой площадкой на большие пальцы рук. У IS-а всё хорошо с развесовкой, наблюдать, в принципе, можно и с выключенной системой стабилизации, особенно если сделать упор локтей на стол или перилла балкона. Центр тяжести расположен по срезу тубусов у основания колеса фокусера.
У бинокля крупные габариты ДхШхВ 172х140х70мм на МЗР=65мм, заметно больше формата х32, скорее формата х42 или даже ближе к х50. Ниже можно сравнить размеры 14x32 IS и Canon 8x32 WP.
Диоптрийная коррекция выполнена вращением правого окуляра, при вращении весь окуляр выдвигается наружу или задвигается внутрь (едва заметно). Вращение тугое, без ступенек, при задевании окуляр не сдвигается. Поворот окуляра возможен лишь в небольшом секторе, как разметка снизу: на 45 градусов влево от нулевой метки и на 45 градусов вправо. Ноль, похоже, немного не совпадает с действительным положением, я чуть сдвинул коррекцию влево для выравнивания окуляров.
МежЗрачковое Расстояние (МЗР) выставляется синхронным движением окуляров относительно корпуса. МЗР изменяется в большом диапазоне 55-77мм. Двигаются окуляры тяжело, случайно не сбиваются.
У бинокля в комплекте только крышка на окуляры (рейнгард), но она подходит по диаметру и на объективы (наружный диаметр бампера также 48мм). Крышка пластиковая, плотно сидит на наглазниках, причём подходит по диаметру для раскатанных и для закатанных наглазников, что очень редко.
Проушина одна, цельная посередине, за неё можно закрепить рейнгард к ремешку штатным шнурком.
Колесо фокусера пластиковое в обрезинке, с частыми насечками. Сверху на заглушке указана размерность бинокля. Размеры колеса Д=26мм на 33мм высота, насечки занимают по высоте около 30мм. Насечки удобные: голые пальцы или перчатки не проскальзывают по колесу. Люфта в работе фокусера нет, при случайном задевании колесо не сдвигается. Вращение фокусера средней тяжести, кажется, по часовой стрелке он работает чуть туже, чем против. Обратная связь хорошая, колесо удобно вращать двумя пальцами, я быстро попадаю в фокус.
Работа фокусера
На бесконечность вращение по часовой стрелке. Полный ход около 810 градусов. Ход фокусера с Минимальной Дистанции Фокусировки (1,8м) до 15м около 610 градусов, потом ещё 45 градусов до 70м, 10 градусов до 300м и на бесконечность. С этого положения остаётся запас хода “за бесконечность” в 145 градусов.
Если сфокусироваться на бесконечность, то я могу смотреть вплоть до 80м. Внутри дистанции 300м перефокусироваться приходится часто.
Зимний тест, бинокль провёл 4 часа при температуре +4С:
Корпус бинокля остыл, но теплоизоляция покрытия нормальная, он не сильно холодил руки. Без влияния на работу механики: фокусер крутился также, как внутри помещения; заворачивание наглазников без влияния; вращение правого окуляра для диоптрийной коррекции без влияния на работу. Складывание окуляров для выставления МЗР осталось таким же.
Смазка не загустевает, применена качественная, при минусовой погоде фокусер будет работоспособным. Механизм стабилизации IS без влияния на работу при температуре -1С, ниже не проверял.
У этой линейки биноклей x32 IS нет штативного отверстия, бинокль можно установить на штатив только через универсальную площадку с фиксирующей лентой. Снизу бинокля расположен батарейный отсек для двух батареек АА-формата. Крышка без уплотнения по периметру, но плотно вставляется в бортик, от брызг воды это явно защитит.
Снаружи объективов расположены удобные резиновые бамперы для защиты от удара, бинокль мягко ставится на стол. От времени (биноклю около 5-6 лет) резина начала покрываться белёсостью.
Эти резиновые кольца чуть уже, чем защитное стекло объективов по диаметру, просвет между ними около 35мм, а действующая апертура по тесту фонариком получилась около 32,5мм. Внутри тубусов всё с хорошим чернением, есть светоотсекающие диафрагмы. Края линз также зачернены. Если выкрутить фокус на МДФ, то электронную начинку внутри тубусов не видно, в отличие от старших х42 и х50 версий.
Схема объектива похожа на две одиночные линзы (дублет с воздушным промежутком) + фокусирующая линза перед призмами\стабом. Блики от просветлений защитного стекла и оптики объективов благородных оттенков (зелёные, жёлтые) невысокой яркости. От призм блики поярче. Применены хорошие покрытия, FMC.
На фото выше (слева) верхний ряд: блики от объектива слева, справа верхний блик от защитного стекла; нижний ряд: слева блик от фокусирующей линзы по центру, справа от призмы (снизу).
Глазная линза Д=19мм, чуть выпуклая наружу. Утоплена от края разложенного наглазника по центру на 11,7мм и на 12,2мм по краю. От края завёрнутого наглазника утоплена на 2,8мм по центру. Доступный вынос выходного зрачка от края сложенного наглазника около 12мм. Полный вынос ВЗ от стекла получается около 14,8мм, чуть больше, чем заявленные 14,5мм. В очках с тонкой оправой мне видно не больше половины поле зрения с раскатанными наглазниками и всё поле зрения с закатанными. В солнцезащитных очках видно не более 90% с закатанными наглазниками. Вынос зрачка на пределе удобства для использования в очках.
На фото выше (слева) верхний ряд: слева фото выходного зрачка левого канала; справа фото вз правого канала. Нижний ряд: слева фото имитации наблюдений в сторону Солнца (подсветил сверху фонариком смартфона); справа фото вз на краю (оценка виньетирования).
Выходной зрачок круглый, диаметром около 2,4мм. Вокруг ВЗ отличное затенение, даже фонариком не добиться бликования. У бинокля среднее виньетирование края (последнее фото), но при наблюдениях днём заметно потемнение картинки по краю поля зрения, по звёздам потемнение не фиксируется.
Кратность бинокля по отношению апертуры к диаметру ВЗ получилась 32,5/2,4=13,5х.
Наглазники у бинокля резиновые, фиксированные, приклеены к окулярам и не снимаются. Они большого внешнего Д = 48мм, между ними всего 16мм на МЗР=65. К наглазникам сильно липнет пыль. Резина средней жёсткости, в наглазники удобно упираться глазницами для стабильности картинки, их можно быстро закатать, так как они длинные. Мне в них видно не всё поле зрения (около 90%), чтобы увидеть всё поле, нужно чуть продавить наглазники внутрь, поэтому я их сразу закатал при первом знакомстве с биноклем. Так смотреть можно, но из-за большого выноса ВЗ приходится упирать бинокль в брови и смотреть исподлобья, наклонив голову вперёд для увеличения расстояния до глаз. Через какое-то время мне надоело так смотреть и я вернулся к наблюдениям с раскатанными наглазниками. При таких наблюдениях есть небольшой дискомфорт, жаль, был бы вынос зрачка на пару мм больше или наглазники короче, и было бы нормально.
Наблюдать небо под углом вверх с закатанными наглазниками удобно.
Доступный вынос выходного зрачка: 12 - -0,4мм (за край сложенных - разложенных наглазников). -0,4мм означает, что вынос зрачка расположен внутри наглазников, надо чуть вжаться в них, чтобы увидеть всё поле зрения.
В солнцезащитных очках я вижу половину поля зрения при разложенных наглазниках, если их закатать, то видно практически всё поле.
Окулярное поле зрения у 14x32 IS около 59 градусов, что даёт хорошее погружение в картинку.
Поле зрения почти не получается сканировать, блэкауты заметные: при переводе взгляда на самый край проявляется затенение с того же края.
Поле зрения по моим замерам получилось чуть-чуть меньше, чем заявленные 4,3°: около 4,27° или 74/1000м.
Яркость картинки в Canon 14x32 IS средняя, обусловлена небольшим выходным зрачком 2,4мм и средним светопропусканием, которое, скорее всего, не выше 85-86%. Оптика с хорошими просветлениями, но большое количество оптических поверхностей (больше, чем в обычном бинокле) явно снизило итоговую яркость. Цветопередача практически нейтральная, но из-за общего “потемнения” картинки воспринимается чуть “тёплой”, хотя и более нейтральной, чем в Zeiss Conquest HD 10x32 из первых партий. На общую яркость картинки также повлияла хорошая светозащита, обратите внимание, какая чернота вокруг выходных зрачков выше на фото.
Солнечным днём наблюдать нормально, яркости картинки достаточно, но без запаса. Пасмурным днём яркости хватает на пределе, как только начинает чуть темнеть, яркость картинки падает. Ночью по наземке предметы в бинокль видно темнее, чем глазами, хотя тоже видно. В Nikon E 8х30 наблюдать ночью ярче, даже в Canon 8х32wp ярче, а в GPO Passion 10х56 всё видно заметно ярче и даже лучше, чем глазами (предметы как подсвеченные выглядят).
Светозащита у Canon отличная, при наблюдениях в сторону Солнца белёсость по низу поля зрения отсутствует, контраст по полю не снижается в таких сложных условиях наблюдения. При наблюдениях городских панорам ночью по фонарям лучиков-крестиков нет, применены призмы Порро-II; на оптике бликование по прямой на фонарь отсутствует.
Дисторсия (тангенсная - искривление прямых линий, проходящих через поле зрения) у Canon IS положительная (подушка), ближе к сильному уровню, сравнима с Nikon E 8x30.
Дисторсия (угловая) отрицательная (бочка), ближе к слабому уровню: по краю изображение сжимается (меньше увеличение), по центру растягивается (больше увеличение). Так как дисторсии разного знака, то они компенсируют друг друга и искажения перспективы при панорамировании нет, наблюдать городские панорамы хорошо.
Эффект Роллин Болз отсутствует.
Благодаря заметной "подушке" и коэффициенту стереобазы 70/65=1,08 для выставленного МЗР=65мм есть ощущение 3Д (стереопластики) у бинокля; заметно лучше, чем у Руфа Canon 8x32wp; но немного уступает Nikon E 8x30.
Хроматизм и ED
Хроматическая Аберрация (ХА) у 14x32 IS заметная, как на оси, так и по краю. Это, наверно, первое, что замечаешь в картинке, когда подносишь бинокль к глазам. ED-стекла явно нет в конструкции объектива, в спецификации Canon стоит прочерк у параметра “UD lens -”.
Уровень ХА средний или чуть ниже на оси, и средний по краю. Каёмки сине-фиолетовые - жёлто-зелёные по цвету, насыщенные, хорошо заметны, особенно по краю, где нет смаза картинки. ХА сразу видно по контрастным сценам (голые ветки дерева на фоне пасмурного неба днём) по всему полю зрения, по обычным сценам по краю (внешней трети) поля. На обычных сценах ХА даже на оси слегка пробивается.
При наблюдениях в бинокль птиц в небе они всегда с заметным ореолом вокруг силуэтов на любых дистанциях. При отклонении глаза с оси, что вполне возможно из-за небольшого выходного зрачка в 2,4мм, ХА усиливается, каёмки на оси становятся шире раза в два.
Но, в целом, наблюдать нормально, возможно я привык к ХА после использования Nikon P7 8x30 и Zeiss Conquest HD 10x32. Хотя у них уровень ХА заметно слабее, чем у этого Canon.
Поэтому я очень удивился, когда при сравнении с другими биноклями у Canon 14x32 IS уровень ХА оказался ниже, чем у них. Всё-таки Порро бинокль даже на 14х и без ED-стекла может быть лучше по исправлению ХА, чем Руфы меньшей кратности. При прямом сравнении у GPO Passion 10x56 (и у Leupold BX-5 15x56) ХА сильнее на оси. У Passion ED-стекло не заявлено в объективе, но скорее всего есть какое-то простое. Через сравнение с Passion делаю вывод, что у китайских биноклей Eyeskey 10x56 и особенно у Svbony SV202 10x50, Saga 10x56, Barr and Stroud Savannah ED 12x56 хроматизм ещё сильнее, чем у Canon 14x32 IS.
Так что у этого Canon не всё так плохо с коррекцией ХА. Да, с ED-стеклом изображение выглядело бы лучше, но цена могла бы стать раза в полтора выше, и вполне возможно, что Canon не захотел делать конкурента для старших линеек IS x42\x50.
Резкость на оси у 14x32 IS хорошего - очень хорошего уровня, сравнима с Nikon E 8x30. IS чуть не дотягивает до моих лидеров по резкости Vixen Foresta 8x32 и Zeiss Conquest HD 10x32.
Уровень картинки в 14x32 IS также сравним с Ешкой, то есть с биноклями $400 ценовой категории. Бинокли примерно такой же стоимости, как этот Canon ($1100 на май 2024 в США), но без стаба (Leupold BX-5 и Zeiss Conquest HD), показывают заметно лучше: ярче, прозрачнее, контрастнее и насыщеннее по цветам. Когда смотришь в них сразу после этого IS, то как-будто тонкую кальку убрали с глаз.
Коррекция аберраций по полю у 14x32 IS очень хорошего уровня, чуть лучше, чем у Zeiss Conquest HD 10x32, но уступает Canon 10x42L IS. При наблюдениях наземки в любое время суток смаз по краю почти не заметен. Видно его только по ярким источникам света, фонарям освещения дорог или лампам в подъездах домов. Похоже, так проявляется хроматизм увеличения, который начинается с трети радиуса от центра и заметно увеличивается к краю. Он преобладает на краю поля, где также есть небольшая кривизна поля зрения, которая исправляется поворотом фокусера примерно на 15°, смаз практически исправляется, астигматизма на краю почти нет. У Zeiss Conquest HD 10x32 чуть сильнее кривизна поля и астигматизм по краю.
Работа системы стабилизации
У этой относительно новой линейки биноклей x32 IS новая система стабилизации с двумя кнопками STABILIZER - POWERED IS. Обе кнопки двухпозиционные: каждую можно держать нажатой, стаб работает, при отпускании - выключается, как у других биноклей IS. А можно коротко нажать для включения и отпустить, стаб продолжит работать. Повторное нажатие той же кнопки его выключает, а нажатие другой - переводит систему стабилизации в другой режим. Я попробовал наблюдать в бинокль с зажатой кнопкой стаба, имитируя использование младших линеек биноклей Canon IS, и могу сказать, это явно менее удобно, чем просто нажать кнопку для включения: указательный палец довольно быстро устаёт в согнутом положении, также добавляется\передаётся дрожь от него на корпус бинокля.
В горизонтальном режиме на столе стаб проработал 5 минут до автовыключения. При строго вертикальном положении бинокля объективами вниз (поставили на стол или висит на ремне), стаб выключается на 10-ой секунде. При наблюдениях вертикально вверх или под углом неба автоотключения не происходит. В отличие от новых биноклей Kite Optics APC, Vixen Atera II, Sig Sauer Zulu6 hdx, Sightron SIIBL, у которых система стабилизации, похоже, отключается при отклонении бинокля выше 60 градусов от горизонтального положения.
Первая кнопка STABILIZER активирует простой режим стабилизации, при котором возможно панорамирование - смена объектов наблюдения в горизонтальном или вертикальном направлениях. Присутствует небольшое запаздывание картинки за движением бинокля, но оно слабое, почти не отвлекает от наблюдений, не вызывает чувства укачивания и не смазывает картинку, по крайней мере я этого не вижу. В отличие от старших биноклей Canon х50, в которых стабилизация отрабатывает заметно хуже, чем этот простой режим в 14x32 IS, у них есть смазывание картинки даже на оси, и работа стаба меня чуть укачивает.
Система стабилизации выходит на рабочий режим за пару секунд, в течение которых может быть небольшой сдвиг изображения. Стаб работает бесшумно, только при включении\выключении слышен небольшой вжик, похожий на звук от включения системы стабилизации в фотообъективах. Эта новая система явно более тихая и эффективная, по сравнению со старыми моделями Canon.
Я не вижу каких-то заметных артефактов или искажения изображения во время работы стаба, при резком движении бинокля влево-вправо бывает эффект маятника, когда я бинокль уже остановил, а картинка чуть качнулась в направлении движения и обратно. Такие заметные качания (image shift) успокаиваются за одну-две секунды. Если вести бинокль плавно, то сдвига картинки нет, по звёздам этот эффект не фиксируется.
Вторая кнопка POWERED IS активирует усиленный режим стабилизации, при котором происходит практически замораживание картинки, смотришь, как со штатива. Этот режим больше подходит для наблюдений или разглядываний неподвижных предметов, в нём почти не получается панорамировать, картинка “скачет” вслед за движением бинокля с секундной задержкой. Такая “заморозка” изображения хороша для статичных (неподвижных) наблюдений, к примеру, на воде с лодки, на суше я им почти не пользовался, даже для наблюдения звёзд мне достаточно первого режима. Предположу, что второй режим более активно потребляет энергию батареек.
Кстати, про батарейки, один раз я столкнулся с ситуацией, когда при потере емкости аккумуляторами, даже не до их полного разряжения, а по выключении стаба кнопкой, стабилизирующий линзоблок зафиксироваться в неправильном (нерабочем) положении, что привело к небольшому снижению резкости на оси. Подобное я также встречал у версии 15x50 IS, только с более сильным снижением резкости на оси, когда фокусер крутишь туда-сюда, а картинка резче не становится. Помогает это исправить только замена батареек на рабочие, с достаточным зарядом, до этого момента бинокль становится частично нерабочим.
Есть ли польза от системы стабилизации?
На такой большой кратности 14х - да, она заметно помогает в наблюдениях. Бинокль хорошо сбалансирован, в него можно наблюдать и с выключенным стабом, но при включении повышается комфорт наблюдений и можно рассматривать более мелкие детали, которые смазываются дрожью рук. Чем дальше объект наблюдений, тем это заметнее, днём стаб даёт выйгрыш уже от 150м, а ночью и на более близких дистанциях.
Я провёл ночной тест по видимости и читаемости номерных знаков машин в 150м без прямого освещения. Этот бинокль формата 14х32, похоже, сопоставим с биноклем 10х52 по проницанию. В GPO Passion 10х56 буквы\цифры на номере были видны, но из-за тряски распознать\прочитать их не получалось. В Canon 14x32 IS буквы “скакали” ещё сильнее, но при включении стаба зафиксировались, и я смог прочитать весь номер кроме региона.
Фото искусственной звезды на краю поля зрения для оценки исправления аберраций, слева форма ИЗ на краю поля зрения, справа на зоне 0,7:
По небу
При наблюдениях на краю поля зрения видна как-будто кома: звёзды выглядят воланчиками, оперением наружу поля зрения и ярким основанием на центр - это хорошо видно на фото выше, изображение слева. Это заметный хроматизм увеличения, такого сильного уровня хроматизм в биноклях я вижу впервые. Если смещать фокус ближе к наблюдателю, то из-под этой аберрации “вылезает” астигматизм и кривизна, они исправлены хорошо и проявляются заметно меньше. Поэтому на внешней трети поля зрения звёзды сначала становятся маленькими "птичками", а потом растягиваются в воланчик у края, где слегка видно потемнение. То есть звезда немного деформируется к краю поля зрения, но ещё фиксируется как источник света, и просто закрывается краем, уходя из поля зрения. По описанию звучит как-то страшно, но поле зрения исправлено хорошо, и смотреть звёздные поля отлично!
По звёздам поле зрения меньше, чем расстояние между Поллуксом (78Gem) и Кастором (66 Gem), то есть не больше 4,3 градусов.
Цвет звёзд хорошо читается: Ригель нейтральный, Процион чуть тёплый, Бетельгейзе теплая, Беллатрикс чуть синит (холодит).
В Canon IS 14x32 без включённого стабилизатора я вижу практически с таким же проницанием, как с включённым - на засвеченном городском небе нет явного эффекта проявления более тусклых звёзд. Только те звёзды, которые были едва видны до включения стаба, становятся явно видны прямым зрением. На тёмном небе проверить пока не удалось.
Смотреть с включённым стабом классно, к картинке без тряски привыкаешь быстро, и достаточно даже первого IS режима, в нём удобнее панорамировать. Я давно хотел попробовать такой бинокль по небу и теперь рекомендую Canon IS для астронаблюдений, если позволяют средства, так как эта обновлённая линейка заметно приятнее старой х50. При наблюдениях неба крупный и достаточно тяжёлый бинокль удобнее держать, картинка получается более стабильной, чем в компактные бинокли. Руки от этого бинокля (весом меньше 900гр) устают не так быстро, как от биноклей формата 10х56. Система IS выключается каждые 5 минут, что может раздражать, но работает как таймер, чтобы давать отдых рукам и глазам. С завёнутыми наглазниками вынос зрачка удобен для наблюдений неба под углом вверх, с упором бинокля в брови.
Юпитер выглядит аккуратной горошенкой, вокруг диска хорошо видна ХА, но она не мешает наблюдениям, так как совсем немного проступает по краю диска. Кажется вот-вот и увидишь экваториальные пояса, но, конечно, апертура и кратность слишком малы для этого. Самые крупные спутники легко видны при расположении по бокам от планеты.
Сатурн хорошо опознаётся, видны ушки, но не так хорошо, как в версию Canon 16х42L (10x42L с конвертерами 1.6х).
Луна прекрасна, по ней видно совсем немного ХА по краю, даже не сразу обращаешь на неё внимание, картинку не портит. С включённым стабом можно изучать моря и крупные кратеры, кратер Платон хорошо видно. При этом без стаба вроде видно почти также, но стаб позволяет не спеша рассматривать детали, которые чуть скрадываются дрожью картинки без него. Детализация, конечно, не такая хорошая, как с телескопом 70мм, но смотреть хорошо и интересно, сравнимо с телескопом на обзорных увеличениях.
Я бегло сравнил по Луне 14x32 IS со зрительной трубой Delta Optical 65ed: на первый взгляд кажется, что на 15х детализация у них одинаковая, но в трубу разрешение, конечно, выше, хотя и ХА заметнее по кратерам. Потом я погулял в IS восточнее кратера Птолемей, он был чуть левее терминатора при фазе 46%. Кратеры диаметром около 30км легко видны в 14x32 IS, более мелкие (почти до диаметра в 15км) тоже видно.
По Солнцу с фильтром
Чем выше кратность бинокля, тем интереснее рассматривать пятна на Солнце. В 14х картинка чуть темнее, чем в стандартный бинокль формата 10х50, но это плюс для наблюдений яркого Солнца. На такой кратности уже можно рассматривать пятна, которые при включении стаба выглядят почти, как на обзорных увеличениях в телескоп. Грануляция слегка проглядывает по всему диску и хорошо видна по краю, а также вокруг пятен. В 2024 году Солнце необычайно активно и предоставляет массу пятен для наблюдений, я смотрю в этот Canon и, почти, не разворачиваю телескоп для наблюдений.
Звезды на оси смотрятся хорошо и почти точечно, слегка лучатся. Они более точечные, чем в Canon 15x50 IS, но фокусируются на чуть большую площадь, чем в Canon 10x42L IS. Включение стаба практически не сказывается на точечности звёзд, я не фиксирую искажения при использовании бинокля с рук. Хотя по стар-тесту ниже видно, что звёзды становятся немного пухлее, но всё-равно они размываются не так сильно и заметно, как у старых х50 IS.
Ниже фото искусственной звезды на оси в Canon 14x32 IS с выключенным стабилизатором слева, в режиме STABILIZER по центру, и в режиме POWERED IS справа. Бинокль был не жёстко закреплён на штативе, а через фиксирующую ленту к полке.
Я не могу назвать этот бинокль универсальным, так как для обзорных наблюдений кратность великовата. Я брал 14x32 IS несколько раз, как единственный бинокль, для наблюдений наземки и каждый раз ловил себя на мысли, что хочется кратность 8-10х вместо 14х. И больше доступного поля зрения, так как у Canon оно весьма умеренное (4,3°), а широкие наглазники его заужают ещё до 3,5° градусов, если не вжиматься в них. Смотреть в бинокль с полем меньше этого значения совсем не хочется, это уже телескоп получится.
Хотя что-то крупное (корабль или самолёт) рассматривать на дальних расстояниях хорошо, а птиц на бреющем полёте, когда они летят внутри поля зрения, просто шикарно смотреть - видно всё оперение и игру света на нём! Быстрых птиц наблюдать в полёте не получается, их сложно поймать в небольшое поле зрения Canon 14x32.
А для наблюдения неба (звёзд, планет, Луны и Солнца) этот бинокль подходит очень хорошо: небольшой выходной зрачок 2,4мм обеспечивает тёмный фон неба (спасибо отличной светозащите), система стабилизации переводит наблюдения на новый уровень, к этому очень быстро привыкаешь. Я теперь понимаю, почему астрономы давно любят использовать модель 12x36 IS, вот только кнопка системы стабилизации, которую надо держать нажатой на младших моделях, выглядит, как издевательство от Canon. Система стабилизации призвана уменьшать дрожь картинки, а нажатая пальцем кнопка, наоборот, может провоцировать больше тряски.
В этой новой линейке x32 IS всё очень хорошо сбалансировано: бинокли более-менее компактные и лёгкие для длительного ношения и использования, у них есть защитное стекло перед объективами (плюс резиновый бампер), обновлённая система стабилизации IS с двумя кнопками, которые не надо держать нажатыми во время наблюдений, стаб работает даже лучше, чем у версии 10x42L. Он может отрабатывать отклонение до одного градуса (хотя у конкурентов уже до 2°), тогда как у старых моделей до 0,7-0,8°. Плюс новая система работает без заметного смаза изображения или чувства укачивания при панорамировании.
Canon 14x32 IS это практически идеальный бинокль для быстрых астронаблюдений. Возможно, версия 16х42 или 18х50 была бы идеальной, но таких (обновлённых) моделей пока нет у Canon. Зато они есть с обновлённой системой стабилизации у Kite Optics и Vixen. Хотя у них, похоже, свои нюансы по работе стаба и исправлению смаза по краю поля зрения, но посмотреть их и сделать сравнение было бы интересно.
Сравнение Canon 14x32 IS и Meade 10x56 MasterClass Pro ED по звёздам
Я давно хотел провести сравнение бинокля формата 14х32 и 10х56 по небу на проницание. По моим ощущениям прибавка 4х кратности нивелирует разницу примерно в 20мм апертуры, то есть бинокль 14х32 как раз должен быть на уровне бинокля 10х56, а система стабилизации поможет ещё сократить разницу в апертуре. И вот, наконец, удалось сравнить Canon 14x32 IS и Meade 10x56 MasterClass Pro ED. При первом сравнении проницание по звёздам у них выглядело схожим, особой разницы на засвеченном городском небе я не увидел, однако М42 однозначно была видна лучше (прямым\боковым зрениями) в Meade, всё-таки светосбор у него больше. По результату нескольких тестов я пришёл к выводу, что этот Canon даже с включённым стабом чуть уступает Meade в проницании, и, наверно, сравним скорее с биноклем формата 10х50.
Одним вечером невооружённым глазом было хорошо видно до 2,20 звёздной величины (41 Leo), 2,95 зв величины (17 Leo) было слегка видно. В MasterClass 10x56 звёзды до 7,05 зв величины (HIP 48642) было видно легко; 7,2 зв величины (HIP 36889) было видно скорее боковым зрением и временами рядом проглядывала звезда 7,35 зв величины. Эта же звезда 7,35 зв величины в Canon 14x32 IS с включённым стабилизатором проглядывала тоже только боковым зрением, а в GPO Passion 10x56 была видна прямым.
Зато Meade и Canon оказались схожими по исправлению поля, в 14x32 IS на краю звёзды 5,45 зв величины (81 Tau) терялись; 5,05 зв величины (91 Tau) почти терялись, 4,65 зв величины (92 Tau) и более яркие были видны. Что практически один-в-один совпадало с Meade 10x56.
Другим вечером звезда 6,7 звёздной величины (HIP 26212) была легко видна прямым зрением в оба бинокля, но рядом более тусклые звёзды до Мейсы 7,45 и 7,6 зв величины в 14x32 IS с включённым стабом были видны боковым зрением, а в MasterClass 10x56 уже нет из-за тряски.
Фон неба в MasterClass 10x56 светлее, точечность звёзд чуть хуже, чем в 14x32 IS, и заметно хуже, чем в GPO Passion 10x56.
Тест по М44 (Улей): в Meade Улей фиксировался при прохождении мимо; в Canon без включённого стабилизатора я пролетел мимо него, не заметив; после включения стаба, наконец-то, проявился эффект появления новых (более тусклых) звёзд - как-будто включили звёзды в М44, они стали видны и в Canon. Но вид скопления был ”проще”, звёзды выглядели тусклее, чем в Meade.
На фото выше представлено отличное сочетание напитка и бинокля для холодной осенне-зимней погоды. Напиток согревает, а система стабилизации убирает дрожь рук..
Габариты бинокля: ДхШхВ 172х140х70мм на МЗР=65мм. Чехла 210х165х100мм.
Вес бинокля: 825гр с батарейками, 885гр с крышками и ремнём, 1065гр в сумке.
Апертура: 35мм просвет и действующая около 32,5мм. Линза утоплена на 5,7мм по центру и краю внутрь.
Поле зрения: 4,27 градусов. По прямому замеру 0,591м на 7,98м или 74/1000м.
Окулярное поле зрения: 59 градусов.
МДФ: 1,8м.
МЗР=55-77мм. База объективов 70мм на МЗР=65мм. Коэффициент стереобазы =1,08.
Фокусер: Д=26мм на 33мм высота.
Ход фокусера: 810 градусов (2,25 оборота).
Глазная линза: Д=19мм.
Выходной зрачок: около 2,4мм.
Увеличение: около 32,5/2,4=13,5х.
Наглазники: Д внеш=48мм - 35мм, Д внут = 41мм, толщина 3,5мм.
Вынос выходного зрачка: 12 - -0,4мм (за край сложенных - разложенных наглазников).
Запас поворота колеса "за бесконечность": 145 градусов.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 22 диоптрии.
2024-05-30
Что ещё посмотреть: