Бинокль Nikon 8x30E обзор

 

Навигация по странице:

Как показывает?

Итоги

Характеристики

 

Серия Nikon E пришла в 1978 году на смену очень старой линейке A, запущенной ещё при названии фирмы Nippon в конце 50-х годов прошлого века. Nippon Kogaku 8x30A можно определить по названию производителя на левой призменной крышке и жёстким металлическим наглазникам, как у Jenoptem. У Nikon E поменяли дизайн окуляров: уменьшив реальное поле зрения с 8.5 до 8.3°, увеличили вынос выходного зрачка и добавили пометку WF - видимо WideField (широкое поле, чтобы покупатели не сомневались после прочтения новых характеристик). Также заменили наглазники на мягкие (в духе времени), просветления оптики были и остались однослойными. В этом обзоре рассмотрена последняя модификация серии Nikon E с многослойными просветлениями оптики (с пометкой C), которая по-видимому была запущена в начале 90-х годов и продержалась вплоть до обновления до второй версии EII в 1999 году.

 

Полное наименование модели на левой призменной крышке Nikon 8x30 8.3° WF C. По некоторой информации с зарубежных форумов C - Criterion, отличительная метка биноклей с FMC оптикой. Также название модели слева стали наносить краской на крышке (шрифт, как у современных биноклей EII), в отличие от старых версий, где название было выгравировано. С точки зрения использования бинокля для наблюдений эта версия Nikon E самая интересная, так как она не уступает современным биноклям (см подробнее в разделах Как показывает? и Итоги).

Бинокль поставлялся в вытянутой коробке габаритами ДхШхВ 217х138х79мм и общим весом 930гр. Только на ней (и инструкции) есть упоминание модели бинокля: 8X30E (c), то есть серии E. Также указано место производства Made in Japan, а с тыльной стороны штрих-код на 49. Наклейка Nakamura с одной из сторон коробки, похоже, маркирует какую-то отдельно заказанную партию биноклей.

Комплект: бинокль, раздельные крышки на объективы, раздельные вкладные крышки для окуляров, нашейный ремень, сумка.

Серийный номер вынесен на заглушку центрального шарнира, здесь также есть указание места производства (JAPAN). Этот образец произведён примерно в 1995 году. В то время это была линейка Порро биноклей топового уровня у производителя. Дороже были только Руф бинокли (Trailblazer, Classic Eagle), ввиду более сложного изготовления.

Нашейный ремешок у этого бинокля нового образца - более широкий, чем ремешок у сумки. Ширина ремешка 25мм, толщина всего 2мм, он простой текстильный. Под воротник рубашки или куртки использовать штатный ремешок нормально, но даже такой небольшой по весу бинокль в 570гр начинает чувствоваться на шее через 20 минут прогулки. Для более длительного ношения лучше поменять ремешок на неопреновый, можно взять узкий, такой же ширины 25мм.

Комплектная сумка черного цвета из кожзама, на дне не забыли указать место производства MADE IN JAPAN. Такие сумки шли для японского рынка, в Европу и США бинокли поставляли в красно-коричневом жёстком кофре. Габариты сумки ДхШхВ 190х125х60мм, она выглядит современно и лаконично. В использовании сумка не очень удобна: она впритык по длине бинокля, молния с трудом закрывается даже над биноклем с выставленным МЗР=65мм; убирать бинокль нужно окулярами вниз (видимо поэтому крышки для окуляров вкладные).

Внутри сумка обита красным бархатом, на дне есть два выступа в углах для удержания бинокля.

По внешнему виду Nikon E это классический Порро бинокль прошлого века формата 8х30, возможно скопированный с Carl Zeiss 8x30 B. Материалы и сборка выполнены на хорошем уровне: бинокль выглядит намного дороже своей текущей стоимости, сравнимо с линейкой Nikon M7 или даже выше, но до Monarch HG уже не дотягивает. Все стыки ровные, винил плотно облегает тубусы, использованные материалы приятны тактильно. Мосты и окулярное коромысло похоже из сплавов, руки не особо холодят и не магнитятся. Верхняя призменная крышка возможно пластиковая, тоже не магнитится, царапается, даже если провести по ней перчаткой, смахивая каплю дождя. Только центральная штанга реагирует на магнит.

Нижняя заглушка в торце моста плоской формы, скруглена по краям, не откручивается. Нижние призменные крышки ощущаются теплее тубусов, не магнитятся. Вероятно пластиковые, очень легко царапаются.

Бинокль скорее компактных размеров (Vixen Ascot 8x30 крупнее, как и Olympus DPS или Opticron Adventurer T WP), но в руках лежит нормально. Двумя средними пальцами можно обхватить тубусы вокруг (очень удобно, что есть место между штангой и тубусами; EII лишён такой возможности), мизинец почти помещается вокруг объективов,  указательный палец ложится на колесо фокусера. Широкий бинокль удобно держать в руках, картинка получается стабильная при наблюдениях.

Но мне привычнее держать\использовать Руф бинокль формата 8х30. К примеру, Nikon P7 8x30 легче, компактнее, его сумка занимает меньше места в рюкзаке. Он точно переживёт летний дождь, так как влагозащищён. Nikon E герметичен, но влагозащита не заявлена, нет наполнения инертным газом внутреннего объёма бинокля.

 

Складывание тубусов средней тяжести, не сбивается с выставленного значения МежЗрачкового Расстояния (МЗР). Диапазон регулировки МЗР 49-74мм.

 

По габаритам ШхВхГ 97х155-177х70-65мм Nikon E заметно меньше японcких шириков формата х30-x35 тех же лет: ниже сравнение с Vixen Ascot 8x30 (E сверху, Ascot снизу).

Диоптрийная коррекция выполнена стандартно вращением правого окуляра: на нём есть разметка белой краской, а на окулярном мосту нулевой штрих. Вращение плавное, чуть тугое, на 110 градусов вправо от нулевой метки и на 110 градусов влево. При вращении правый окуляр выдвигается наружу или задвигается внутрь. С установленного значения самопроизвольно не сбивается.

Крышки на объективы пластиковые, с маркировкой Nikon. Надеваются на тубусы легко, но сидят плотно и не спадают при вынимании бинокля из сумки.

 

Окулярные крышки тоже пластиковые, с маркировкой Nikon. Свободно вставляются внутрь наглазников, а вынимаются легко, только если знаешь как это делать. Для облегчения вынимания у них есть два выступа с противоположных сторон, за выступ надо потянуть указательным или большим пальцем, придерживая с другой стороны наглазника большим или указательным пальцем, тогда другая сторона крышки сама выскочит из наглазника.

Для хранения бинокля такая система подходит, но в использовании мне не достаёт оперативности, поэтому я заменил крышки на современный сдвоенный рейнгард. Бинокль перестал помещаться внутрь штатной сумки (мешают кубики по углам), пришлось заменить и сумку на другую, чуть покрупнее.

Над колесом фокусера есть разметка МЗР. Маркировка значений отличается от реальных на 1,5мм: на 60 - 61,5мм, на 70 - 71,5мм.

База объективов 128мм на МЗР=65мм.

 

Колесо фокусера пластиковое, с частыми насечками. Размерами Д=28мм и всего 8мм по высоте. Насечки не сказать, что удобные: голые пальцы или перчатки проскальзывают по колесу. Люфта в работе фокусера нет, при случайном задевании он не сдвигается. Вращение фокусера в этом экземпляре скорее средней тяжести. Мне оказалось удобней вращать колесо ногтями, цепляя их за насечки на колесе. Вращение при этом получается лёгкое, я быстро попадаю в фокус. 

 

Работа фокусера

На бесконечность вращение по часовой стрелке. Полный ход около 310 градусов. Ход фокусера с Минимальной Дистанции Фокусировки (МДФ=4,4м!) до 15м около 110 градусов, потом ещё 30 градусов до 70м, и ещё 20 градусов на бесконечность. С этого положения остаётся запас хода “за бесконечность” в 150 градусов. 

 

Зимний тест, бинокль провёл 4 часа при температуре +4С:

Корпус тубусов стал заметно холоднее, тонкий слой винила снаружи не помогает в их теплоизоляции. Мосты, центральная штанга и колесо фокусера были чуть теплее тубусов по ощущениям.
Крышки на объективы\окуляры вынимались легко; фокусер крутился чуть туже, но остался рабочим (двумя пальцами легче, чем одним указательным); складывание наглазников без влияния; вращение правого окуляра для диоптрийной коррекции без влияния на работу. Складывание тубусов осталось таким же по трудности сгибания. Cмазка загустевает слабо, применена качественная, но всё-таки загустевает; в сильный мороз фокусер может стать неработоспособным.

Штативного отверстия в этой линейке биноклей нет. У производителя есть адаптер для крепления бинокля на штатив за центральную штангу. Этот адаптер и способ крепления к биноклю удобней в использовании, чем обычный с винтом.

Края линз объективов похоже не зачернены, закрыты наружным стопорным кольцом с нарезкой светозащиты. После объектива стопорное кольцо тоже с нарезкой светозащиты. Снаружи объектива накручена пластиковая декоративная крышка-кольцо. Диаметр просвета у наружного стопорного кольца 30мм, действующая апертура по тесту фонариком тоже 30мм. 

 

Схема объектива: склейка-дублет. Блики от просветлений объектива средние по яркости, зелёного и синего цветов. Такие же по яркости блики синего цвета от призмы. Блики синего цвета не такие, как от однослойного просветления: они намного слабее по яркости и более насыщенного оттенка. Оптика FMC.
 

На фото выше (слева) верхний ряд: слева вид объектива без декоративной крышки,  справа синие блики от призмы; нижний ряд: блики от объектива сверху (зелёный, бесцветный, крупный синий), снизу от призмы.

Глазная линза небольшого Д=18мм, выглядит плоской. Утоплена от края разложенного наглазника на 9,6мм. Доступный вынос выходного зрачка от края разложенного наглазника около 4мм. Полный вынос ВЗ от стекла получается около 13,6мм, больше, чем заявленные 13мм на 4,6%. В очках с тонкой оправой при сложенных наглазниках мне видно почти всё поле зрения, около 90-95%; в солнцезащитных очках спортивного типа видно не более 85-90%.

На фото выше (слева) верхний ряд: слева фото выходного зрачка (вз) левого канала; справа фото вз правого канала. Нижний ряд: слева фото имитации наблюдений в сторону Солнца (подсветил сверху фонариком смартфона); справа фото вз на краю (оценка виньетирования). 

 

Выходной зрачок не совсем круглый по форме, сплюснут по горизонтали в обоих каналах, диаметром около 3,9мм. Вокруг очень хорошее затенение.

По последнему фото видно, что у бинокля сильное виньетирование края. То есть при наблюдениях будет ощущаться потемнение картинки по краю.

Наглазники у Nikon E мягкие резиновые, их можно снять с окуляра, чтобы помыть или заменить на новые. Закатываются достаточно легко, но при раскатанных в них вполне хороший упор для стабильных наблюдений, толщина верхней части наглазников (бортика) около 2,3мм.

Фирменные крышки для окуляров вкладного типа, они их полностью занимают по высоте внутри. Такой способ крепления крышек выбран видимо из-за того, что бинокль в сумке лежит всем весом на окулярах, чтобы наглазники не деформировались при ношении сумки.

Наглазники у Nikon E сверху Д внеш=38мм. Верхнюю плоскость формирует кромка наглазника с Д=35мм до просвета с Д внут=33мм. Резинка наглазников средней жёсткости. У наглазников всего два положения: раскатаны и закатаны.


Доступный вынос выходного зрачка: 11 - 4мм (за край закатанных - раскатанных наглазников).

 

Окулярное поле зрения у Nikon E 8x30 большое: 65 градусов; очень хорошее погружение в картинку.
Блэкауты заметные, поле зрения можно лишь немного сканировать. При переводе взгляда на самый край тут же проявляется затенение с другого края, которое закрывает всё поле зрения.

 

Поле зрения по моим замерам получилось чуть меньше, чем заявлено: около 8,2° или 142/1000м.

Как показывает?

 

Цветопередача у Nikon 8x30E чуть “тёплая”, но более нейтральная, чем у Zeiss Conquest HD 10x32. Мне также видится лёгкий красный оттенок в изображении (возможно пик полосы пропускания в красном диапазоне). Сдвиг от нейтрального чуть виден по обычным сценам: летом по листве деревьев едва фиксируется; хорошо виден по белым облакам. Картинка у этого экземпляра 8x30E немного уступает по яркости Vixen Foresta 8x32 (плюс в E более тёплая), но ярче, чем в Vixen Ascot 8x30 (и более нейтральная).

 

Светопропускание у этого Nikon E около 87-89% по визуальной оценке, что очень хорошо для 30-летнего бинокля. Смотреть в сторону высоко расположенного Солнца можно лишь короткими сериями, картинка всё-таки слепит. К примеру, в Foresta в тех же условиях слепит сразу, в неё уже не получается вести наблюдения (без солнцезащитных очков).

 

Почему я делаю такой акцент на этом экземпляре? Потому что у Nikon даже внутри одной модели в зависимости от года производства отличается светопропускание и цветопередача биноклей. Отличие в несколько процентов вполне улавливается при сравнении на просвет со стороны объективов, чуть видно при наблюдениях. Тут можно посмотреть результаты сторонних промеров разных моделей Nikon в сравнении с другими биноклями формата 8х30. При покупке бинокля Nikon обращайте внимание на серийный номер, чем цифра выше, тем лучше\ярче будет показывать бинокль. По моему опыту бинокли Nikon E последних пяти лет производства (1993-1998гг) показывают ярче, чем первые партии Nikon EII (и даже SE). Видимо, переход на Eco-glass сказался на общем светопропускании обновлённых биноклей, хотя блики от просветлений оптики Nikon EII тусклее и современнее (по цвету и насыщенности), чем у Nikon E. Только бинокли Nikon EII серий, начинающихся на 8хх, сравнялись с биноклями Nikon E последних партий (серийник на 4хх) по этому параметру.

 

Светозащита у Nikon E хорошая, особенно для такого компактного корпуса. У Nikon E она заметно лучше, чем у Vixen Ascot 8x30, лучше, чем у Nikon P7 8x30, и даже получше, чем у Vixen Foresta 8x32. Вести наблюдения в сторону низкого Солнца вполне возможно, засветка минимальна по низу поля зрения. Вечернее Солнце не такое яркое, как днём, картинка уже не слепит.
Ночью по фонарям средней и высокой яркости есть слабое бликование на оптике - летает пара тусклых расфокусированных бликов в каждом канале по прямой на фонарь. Эти блики не всегда видны. При нахождении яркого фонаря за полем зрения есть тусклый протяжённый блик на внутренностях призмы. Наблюдениям он особо не мешает, ночные городские панорамы смотрятся нормально. В целом хорошая светозащита.

Дисторсия (тангенсная - искривление прямых линий, проходящих через поле зрения) у Nikon E положительная (подушка), ближе к сильному уровню (старый дизайн окуляров); хотя встречается ещё сильнее: у Ascot сильного уровня, а у Bausch Legacy 7x35 очень сильного уровня (совсем старый дизайн сверхширика). Дисторсия (угловая) тоже положительная: по краю изображение растягивается (больше увеличение), по центру сжимается (меньше увеличение); очень слабого уровня. Так как дисторсии одного знака, то они складываются; и при панорамировании есть эффект "потягивания" картинки, немного заметен на городских панорамах, но в целом терпимо. Зато благодаря заметной "подушке" хорошее ощущение 3Д (стереопластики) у бинокля, получше, чем у Vixen Foresta 8x32. Дизайн окуляров почти современный в плане исправления (комбинации  разных типов) дисторсии, сейчас делают слабую-среднюю подушку (тангенсная дисторсия) + слабую бочку (угловая дисторсия) для удобного панорамирования. А у Nikon Е сильная подушка + очень слабая подушка.

Эффекта Роллин Болз нет.

 

Хроматизм и ED

Хроматическая Аберрация (ХА) на оси у Nikon E слабая, но мне слегка заметна по контрастным сценам. К краю ХА немного усиливается, остаётся ниже среднего уровня. ХА кажется ещё слабее по уровню, чем у Vixen Ascot 8x30 или Vixen Foresta 8x32 по центру и по краю. Днём видна только по внешней четверти поля зрения. Цвет каёмок ХА по краю фиолетово-синий и зелёно-жёлтый, цвета более “чистые”, чем у Foresta.
Если сравнить с Руф биноклями, то уровень ХА у Nikon E: сравним с Zeiss Conquest HD 10x32 на оси, чуть больше у Nikon E (даже пришлось проверять по окрасу внефокалов на стар-тесте - на столько разница небольшая), но меньше по краю у Nikon E; чуть меньше на оси и меньше по краю, чем у Nikon P7 8x30.
ED-стекло не заявлено в объективе, но как-будто есть: уровень коррекции ХА хороший для дублета. У Руф ED-дублета Maven C2 7x28 ХА чуть сильнее на оси.
Птицы в Nikon E на фоне светлого неба на близких дистанциях почти без каёмок вокруг силуэтов, на средних и дальних дистанциях каёмки видны, особенно по воронам, по чайкам ХА менее заметна.

 

Резкость на оси у Nikon E хорошего уровня, чуть уступает (показывает менее резко, чем) Nikon P7 8x30, Порро Vixen Foresta 8x32, Zeiss Conquest HD 10x32. Заметно уступает Vixen Ascot 8x30, но лучше, чем Athlon Cronus 8.5x42. В целом мелкие детали хорошо видно (макроконтраст хороший), но есть отставание от лидеров по резкости (микроконтрасту).. Однако при наблюдениях недостатка в резкости (или детализации) нет. Пришедший на смену Nikon EII 8x30 показывает более резко на оси, чем Nikon E 8x30. 

 

Коррекция аберраций (смаза) по полю среднего-ниже среднего уровня: “смаз” по краю чуть меньше, чем у Nikon P7 8x30; чуть больше, чем у Nikon M7 8x42 или Vixen Foresta 8x32. При сравнении сразу видно, что край у 8x30E выглядит получше (меньше смазан), чем у Vixen Ascot 8x30.
На краю заметная кривизна поля зрения (ход фокусера для перефокусировки на край около 35-40 градусов), и средний по уровню астигматизм (перефокусировкой край немного исправляется, но “мыло” остаётся).

 

По небу

Бинокль подходит для наблюдения звёзд, как и любой другой, но есть более удобные (к примеру, Nikon P7 8x30). Nikon E хорош в плане оптики: звёзды практически точеные на оси, фокусируются на маленькую площадь и смотрятся контрастно на тёмном фоне. Коррекция по полю достаточная для наблюдений: звезды более-менее точечные на 65-70% поля зрения. Но по краю очень хорошо видно потемнение, на внешних 5% звёзды заметно теряют свою яркость. Также и заметно растягиваются в основном по внешней окружности (кривизна поля зрения). Мягкие наглазники лучше завернуть, даже для наблюдений на высоте 40 градусов. 
В Nikon P7 8x30 поле зрения шире, погружение лучше, даже несмотря на худшую коррекцию по полю, “рабочего” поля по звёздам около 60-65%. Проницание чуть лучше: звезду 7,35 зв величины было видно более уверенно по центру; по краю звёзды не теряют так заметно свою яркость из-за виньетирования края. Но виден более явный астигматизм по краю (звезда больше растянута по радиусу от центра).

Невооружённым глазом при засвеченном городском небе было видно до 4 зв величины (13 Aql), в Nikon E до 7 - 7.35 зв величины (HIP 93461 A). На краю (снизу) 0.75 (Altair) хорошо видна, 2.7 ещё видна (50 Aql), 2.95 (17 Aql) почти теряется, более тусклые 3,5 и 4 (13 Aql) не видны.
Поле зрения около 8,2 градуса подтвердилось: чуть меньше расстояния между 37 Cyg и 18 Cyg.

 

Фото искусственной звезды на краю поля зрения для оценки аберраций:

Итоги

Nikon 8x30Е (с FMC оптикой) - хороший, добротный бинокль, несмотря на свой возраст. Оптика и материалы примерно на уровне Nikon M7; лучше у Nikon E, чем у современных Руф Nikon P7 8x30 или Порро Sky Rover MS 8x30. То есть Nikon E сопоставим по уровню с современными Руф биноклями ценовой категории около $400. Стоимость Nikon Е как раз и была около $400 почти 30 лет назад (см фото выше с ценником 39000 японских йен). До Vixen SG 6.5x32 (биноклей уровня $550) или тем более Zeiss Conquest HD 10x32 (биноклей уровня $1000) Nikon E не дотягивает: нет такой “прозрачности” в картинке, резкости, эффекта отсутствия стекла, как у них.
Хотя картинка в Nikon E 8x30 мне нравится чуть больше, чем в (почти) современном Порро Vixen Foresta 8x32. Уровень оптики у них сравним, но у Nikon E лучше светозащита; плюс из-за чуть меньшего светопропускания и более “тёплой” цветопередачи контраст выглядит лучше. У Foresta в картинке мне чуть не достаёт насыщенности цвета, есть небольшое “выбеливание” из-за яркости бинокля. Nikon E также показывает заметно лучше Ascot, контраст и цветовая насыщенность лучше. Давайте остановимся подробнее на этом сравнении. 
Фото 1: слева Nikon 8x30E, справа Vixen Ascot 8х30.
Фото 2: слева Vixen Ascot 8х30, справа Nikon 8x30E, внизу Vixen Foresta 8x32.
Фото 3: слева Vixen Ascot 8х30, справа Nikon 8x30E, внизу Vixen Foresta 8x32.
Фото 4: слева Nikon 8x30E, справа Vixen Ascot 8х30.

Сравнение Nikon 8x30E с Vixen Ascot 8х30:
-Сумка лучше\дороже у Nikon Е по использованным материалам, но уступает по форме и удобству использования Ascot.
-Габариты и вес меньше у Nikon E; материалы и качество сборки лучше.
-Nikon E удобней держать (хотя он меньше), так как можно обхватить тубусы пальцами вокруг.
-Вынос выходного зрачка больше у Nikon E, как раз достаточный для комфортного использования.
-Окулярное поле выглядит практически одинаковым при непосредственном сравнении в оба бинокля.
-Реальное поле у Ascot чуть больше.
-Фокусер крупнее у Ascot, но у Nikon E легче крутится (особенно в холодную погоду).
-Блики от просветлений оптики тусклее и благороднее у Nikon E.
-Почти нет бликования на оптике у Nikon E по фонарям ночью, у Ascot заметное.
-Светозащита заметно лучше у Nikon E.

-Nikon E показывает ярче, нейтральней по цветопередаче.
-Видно, что у Nikon E использовано стекло классом выше: лучше “прозрачность” картинки и контраст.
-Ascot заметно резче на оси, но смаз по краю сильнее.
-ХА кажется чуть меньше на оси у Nikon E, но в целом уровень сравним.
-Дисторсия у Ascot старая по дизайну (сильного уровня), у Nikon E чуть более современный дизайн (дисторсия заметно слабее, с меньшим искажением при панорамировании).

 

Фото искусственной звезды на краю поля зрения через оба бинокля для оценки аберраций:

у Ascot сильнее кривизна поля зрения (вертикально длиннее клякса) и чуть больше астигматизм (горизонтально чуть шире клякса - на фото плохо получилось, но более сильный астигматизм виден глазами)

Немного измеренных характеристик

 

Габариты бинокля: ШхВхГ 97х155-177х70-65мм. Чехла 190х125х60мм.

Вес бинокля: 570гр, 605гр с крышками и ремнём, 760гр в сумке.

Апертура: 30мм просвет; действующая около 30мм. 

Линза утоплена на 10мм внутрь.

Поле зрения: 8,2 градусов. По прямому замеру 1,122м на 7,898м или 142/1000м.

Окулярное поле зрения: 65 градусов.

МДФ: 4,4м.

МЗР=49-74мм.

Фокусер: Д=28мм на 8мм высота.

Ход фокусера: 310 градусов (0,86 оборота).

Глазная линза: Д=18мм. 

Выходной зрачок: около 3,9мм. 

Увеличение: около 30/3,9=7,7х. По фото-тесту на конечной дистанции 7,5м около 7,9х.

Наглазники: Д внеш=38мм - 35мм, Д внут = 33мм. 

Вынос выходного зрачка: 11 - 4мм (за край наглазников сложенных - разложенных наглазников).

Запас поворота колеса "за бесконечность": 150гр.

Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 10 диоптрий.

2023-09-05