Давно я не использовал Порро бинокли для наблюдений, захотелось вспомнить классику. Этот Ascot как раз подвернулся в отличном состоянии. Vixen их выпускал в первой половине (может дольше) 90-х годов прошлого века, будем считать у этого образца год производства 1993. Как раз 30 лет получается в 2023 году.
Моё знакомство с биноклями началось 9 лет назад с похожего японского Порро Pentax PCF II 7x35 примерно такого же года производства. Давайте посмотрим, есть ли сейчас смысл в покупке такого бинокля и сравним с современными аналогами.
Забегая вперёд, отмечу, что по сравнению с современными биноклями Ascot прекрасен и ужасен одновременно. Но понравится и не оставит равнодушным, как новичка, так и опытного наблюдателя.
Комплект: бинокль, раздельные крышки на объективы, крышка-чехол на окуляры (рейнгард), нашейный ремень, чехол.
По внешнему виду и материалам это типичный представитель японских биноклей среднего сегмента (цена около $180) того времени. На верхней заглушке центрального шарнира нанесён скорее номер партии и тип бинокля, чем серийный номер. Здесь также есть указание места производства (JAPAN) и клеймо фабрики - K в треугольнике, Kamakura.
Значение выставленного МежЗрачкового Расстояния совпадает на крайних положениях с маркировкой 60 и 70. База объективов 125мм на МЗР=65мм.
Нашейный ремешок очень простой (у Nikon E был такой же) и тонкий, шириной всего 12мм (для сумки более узкий шириной 10мм). Ширины ремешка скорее всего недостаточно для длительного ношения этого бинокля весом в 635гр на шее. Я пробовал только на короткой прогулке, если заправить ремешок за воротник рубашки, то нормально.
Комплектная сумка выполнена из кожзама чёрного цвета, хорошо нагревается на Солнце. Коричневая вставка обозначает верх кармашка. Габариты сумки ДхШхВ 190х142х60мм. Смотрится отлично (на мой взгляд) в стиле скорее 80-х годов. Ремешок выполнен в такой же стилистике, как и нашейный - с оранжевой полосой.
Сумка мягкая, внутри обита бархатом; задняя стенка и низ тонковаты, передняя стенка более плотная. Низ сумки расширяется, как раз, чтобы бинокль поместился на мах выставленном МЗР.
Длины ремешка хватает носить сумку на плече или на шее, как бинокль.
Корпус бинокля похоже металлический, чёрного цвета. Затянут тонкой обрезинкой серого цвета, с насечками под пальцы с внутренних сторон - держать в руках бинокль удобно. Обрезинка не сказать, что идеально везде подогнана (стыки разные), но в целом смотрится хорошо.
Пластиковая заглушка штативного отверстия в торце моста выполнена вровень с плоскостью призменных крышек. Они похоже тоже пластиковые с нижней стороны: не магнитятся и не становятся холоднее при невысоких температурах.
Размеры бинокля средние (Nikon P7 8x30 смотрится более компактным), если не крупные; в руках лежит хорошо. Я еле-еле дотягиваюсь подушечками средних пальцев до середины колеса фокусера. Проушины для нашейного ремешка похоже металлические, не мешают при удержании бинокля, так как попадают в основания больших пальцев. Верхние призменные крышки скорее металлические: магнитятся и становятся холоднее нижних призменных крышек при невысоких температурах воздуха. Корпус выполнен крепко, лучше новодела в лице Sky Rover MS 8x30 или Opticron Adventurer T WP 8x32.
Складывание тубусов тугое, не сбивается с выставленного значения МежЗрачкового Расстояния. Диапазон МЗР 58-72мм.
По габаритам ДхШхГ 175х119х53мм Ascot заметно крупнее Sky Rover MS 8x30, у которого габариты 170х102х50мм. Размер призм Ascot по внешним замерам около 22мм. Внутри тубусов на призменной диафрагме есть маркировка фабрики производства JB-133:
Правый окуляр вращается для диоптрийной коррекции вправо на 85 градусов от центральной полоски и на 70 градусов влево. Вращение лёгкое и плавное, иногда сбивается при вынимании бинокля из сумки. При вращении правый окуляр выдвигается наружу или задвигается внутрь относительно левого. Ноль совпадает с одинаковым положением окуляров.
Крышки на объективы из мягкой пластмассы, Д внутр = 45мм (есть маркировка внутри). По диаметру как раз садятся на завёрнутые наглазники окуляров. Держатся на объективах плотно, так как обрезинка вокруг объективов расширяется к основанию.
Рейнгард пластиковый, легко гнётся, с одной проушиной для ремешка. По длине короткий (по ширине узкий), его можно надеть только на бинокль с развёрнутыми наглазниками на минимальном положении МЗР (когда бинокль сложен). Тоже не спадает с наглазников, его даже тяжело с них снять.
Для меня загадка зачем делать такой короткий по длине рейнгард, если он только на сложенный (читай в режиме хранения) бинокль надевается. Единственное объяснение, которое приходит в голову, что у японцев МЗР=58мм было самое распространённое. Сейчас стандартным считается МЗР=65мм.
Колесо фокусера пластиковое, снаружи в рифлённой обрезинке. Размерами Д=30мм на высоту 29мм, обрезинка с насечками чуть короче - около 25м по высоте. Насечки удобные для использования голыми пальцами, в перчатках крутить фокусер похуже.
Мне удобнее крутить колесо двумя пальцами, они почти помещаются по высоте.
Люфта в работе фокусера нет, при случайном задевании он чуть сдвигается. Ход фокусера тугой и вязкий, в нём явно избыток смазки: летом на жаре фокусер чуть "плывёт" в сторону поворота. Но обратная связь нормальная.
Работа фокусера
На бесконечность вращение по часовой стрелке. Полный ход примерно 275 градусов. Ход фокусера с МинимальнойДистанцииФокусировки (5,5м!) до 15м около 55 градусов, потом ещё 30 градусов до 70м, и ещё 20 градусов на бесконечность. С этого положения остаётся запас хода “за бесконечность” в 170 градусов.
Зимний тест, бинокль провёл 4 часа при температуре +4С:
Корпус стал заметно холодный, причем тубусы были холоднее, чем призменные крышки сверху и особенно снизу. Складывание тубусов стало более тугим, но можно было менять выставленное МЗР. Правый окуляр стал с трудом, но вращаться. Потом чуть разработался. Фокусер стал очень тяжёлым, трудно крутился двумя пальцами и только при приложении значительного усилия. Загустевание смазки заметное, зимой при отрицательных температурах бинокль станет нерабочим.
Под пластиковой крышкой с логотипом V и надписью Made in Japan есть штативное отверстие глубиной 26мм, резьба только на 8мм. Стандартная стойка полностью вкручивается внутрь.
Края линз объективов не зачернены, но расположены шире оптического тракта. Просвет формирует наружное стопорное кольцо с диаметром около 29,8мм, действующая апертура по тесту фонариком около 28,8мм. Наружная линза выпуклая: утоплена на 7мм по центру и на 8мм по краю от торца объектива. Объективы закрыты плотной обрезинкой снаружи, постановка бинокля на стол мягкая.
Схема объектива: склейка-дублет. Блики от просветлений объектива средние по яркости, зелёно-желтых цветов; яркость бликов ниже, чем у Athlon Cronus 8,5x42. От призмы достаточно яркий (заметный) блик синего (голубого) цвета от однослойного просветления скорее всего. То есть похоже у этого бинокля нет FMC, хотя японцы назвали этот тип FULLY MULTI - как гласит надпись зелёным на верхней призменной крышке справа.
На фото выше (слева) верхний вид: блики от объектива; средний вид: блик от призмы снизу; нижний вид: все блики на одном кадре.
Глазная линза небольшого Д=19мм, выглядит плоской. Утоплена от края раскатанного наглазника на 10мм и на 3,5мм от края закатанного. Доступный вынос выходного зрачка от края закатанного наглазника около 4мм. Полный вынос ВЗ от стекла получается около 7,5мм, очень мало по современным меркам. В очках с тонкой оправой при сложенных наглазниках мне видно около 60%; в солнцезащитных очках спортивного типа видно не более 50%. Жаль, наглазники не снимаются с окуляров для увеличения доступного выноса зрачка.
Из-за малого выноса зрачка глазная линза легко и быстро пачкается ресницами.
Блики от оптики окуляров более яркие, чем у Athlon Cronus 8,5x42.
На фото выше (слева) верхний ряд: слева фото выходного зрачка левого канала; справа фото вз правого канала. Нижний ряд: слева фото имитации наблюдений в сторону Солнца (увеличена выдержка при съёмке); справа фото вз на краю (оценка виньетирования).
Выходной зрачок круглый по форме, диаметром около 3,55мм. Есть подрезание на 2 часа в левом и на 11 часов в правом каналах. Также видно бликование в противоположенном направлении от выступа на внутренностях призмы в каждом выходном зрачке. При дневных наблюдениях тут возникает заметная паразитная засветка поля зрения.
Кратность бинокля по отношению апертуры к диаметру ВЗ получилась 28,8/3,55 = 8,11х. При наблюдениях так и выглядит по сравнению с другими биноклями.
Наглазники резиновые средней жёсткости, толщиной чуть больше 2мм. Снаружи чуть расширяются к верху; Д внеш=41мм, Д внут=36мм. Наглазники фиксированные, не стягиваются с окуляров, имеют два положения: сложены - штатное положение (разложены).
Доступный вынос выходного зрачка: 4 - -3,5мм (за край сложенных - разложенных наглазников). -3,5мм означает, что выходной зрачок бинокля расположен внутри наглазников, в них надо вжаться, чтобы увидеть всё поле зрения.
Просто приложив бинокль к глазам (наглазники разложены), видно около 70% поля зрения (не больше 6 градусов); если плотнее придвинуться, то видно около 7 градусов поля; только вжавшись в наглазники, становится видно всё поле.
А окулярное поле зрения у Ascot большое: 64,5 градуса по замеру; в картинку хорошее погружение. Но только со сложенными наглазниками и без очков, когда видно всё поле. Смотреть приходится чуть исподлобья.
Блэкауты среднего уровня, поле зрения можно немного сканировать. При переводе взгляда на самый край плавно проявляется затенение с того же края.
Поле зрения по моим замерам получилось чуть меньше, чем заявлено: около 8,35° или 145/1000м.
Цветопередача, на удивление, лишь немного “теплая”: на уровне Zeiss Conquest HD 10x32; менее теплая, чем у Athlon Cronus 8.5x42, но уступает им обоим по яркости картинки. Яркость на уровне Canon 8x32 WP, то есть светопропускание скорее всего около 84-85%.
Исходно при наблюдениях, когда я начал смотреть с разложенными наглазниками, из-за тесного выноса выходного зрачка и потемнения картинки по краю из-за виньетирования, картинка воспринималась потемней, чем в Cronus. После того, как я сложил наглазники, картинка заметно преобразилась: яркость картинки стала сравнима с Athlon Cronus, без сильного отставания.
Возможно на ощущение яркости (кроме светопропускания) влияет плохая светозащита. Такого плохого уровня работы бинокля в контровом свете в сторону низкого Солнца я не припомню: сразу засвечивается нижняя треть-половина поля. Тем самым лишая возможности вести наблюдения. В Порро Swarovski Habicht 8x30 светозащита ещё ничего, оказывается! Странно, что японцы не ставили светозащитные конусы, как в Jenoptem, например. У Nikon 8x30E корпус более компактный (по высоте), но светозащита заметно лучше.
В сторону высокого расположенного Солнца смотреть в Ascot нормально: не супер высокое пропускание скрадывает яркость пейзажа, но есть небольшая общая засветка выходных зрачков, что выглядит как лёгкое снижение контраста.
Ночью по фонарям средней и высокой яркости есть бликование на первой и последней поверхностях призм - летает пара бликов: один более яркий и несфокусированный, другой тусклый и более софкусированный по прямой на фонарь. Даже несмотря на то, что это Порро, есть бликование на внутренностях (оправах призм) в виде коротких лучиков-крестиков по ярким фонарям, как у Руфов. Ночные городские панорамы смотрятся плохо, бликование отвлекает от картинки.
Дисторсия (тангенсная - искривление прямых линий, проходящих через поле зрения) у Ascot положительная (подушка), сильного уровня; сильнее только у Bausch Legacy 7x35. Дисторсия (угловая) тоже положительная: по краю изображение растягивается (больше увеличение), по центру сжимается (меньше увеличение); выше среднего уровня. Так как дисторсии одного знака, то они складываются, и при панорамировании есть хорошо заметный (для меня) эффект "потягивания" картинки, очень заметен на городских панорамах. Обратная сторона сильной "подушки" это очень хорошее ощущение 3Д.
Порро + "подушка" в совокупности дают классное 3Д! Если смотреть поверх крон деревьев, они очень хорошо разделены: кажется, физически ощущаешь разделение между стерео планами, их как-будто руками можно потрогать. Предметы ощущаются ближе, чем в Руф бинокли, это особенность стереопластики Порро биноклей. Приближение выглядит более явным, чем в Cronus 8.5х. То есть воспринимается скорее на уровне Руф бинокля кратностью 9х. Я привык наблюдать в 10х Руф, этот Порро 8х вполне может его заменить.
Даже спустя продолжительное время использования Ascot я не смог привыкнуть к дисторсии такого сильного уровня. Временами смотреть нормально, а иногда хочется сразу отложить его в сторону.
Эффекта Роллин Болз нет.
Хроматизм и ED
У Ascot на оси небольшая по уровню ХА, вполне видна (мне) на контрастных сценах. К краю немного усиливается, остаётся ниже среднего уровня. Уровень хроматизма идентичен Vixen Foresta 8x32, то есть Порро биноклю кратности 8х на обычных стёклах. В целом не критичного уровня, но чайки на фоне неба на средних дистанциях с небольшими каёмками вокруг силуэтов, вдалеке с заметными. ЕД-стекла нет в объективах.
Если сравнить с Руф биноклями, то у Ascot на оси и по краю ХА сравнима с Athlon Cronus 8.5x42; у Nikon M7 8x42 ХА на оси меньше, по краю сравнимо; у Nikon P7 8x30 хроматизм сильнее на оси и по краю, чем у Ascot.
Резкость на оси у Ascot отличная. Нет, не так: ВЕЛИКОЛЕПНАЯ! На уровне моего лидера Bausch Legacy 7x35, похоже чуть-чуть уступает ему. Но в Ascot чуть резче, чем в Порро Vixen Foresta 8x32 или Nikon 8x30E. Разница вполне различима с рук, без установки биноклей на штатив. Ascot очень резкий на оси. Это хорошо заметно на фоне Athlon Cronus 8.5x42, который уступает в резкости, хотя кратность побольше.
Благодаря почти FMC, у Ascot хороший контраст и цветовая насыщенность. Вполне на уровне современных биноклей, практически как у Athlon Cronus 8.5x42. По контрасту Ascot даже опережает Canon 8x32 WP, выглядит на уровне Nikon P7 8x30, но уступает Nikon M7 8x42.
Коррекция аберраций по полю плохая: ещё хуже, чем у Nikon P7 8x30, но получше, чем у Bausch Legacy 7x35. Даже днём боковым зрением фиксируется, что край смазан. Солнечным днём внешние 20% половины поля смазаны, пасмурным 25%. Вечером смаз по внешней трети поля, ночью не больше 60% поля нормальные. На краю заметная кривизна поля зрения (ход фокусера для перефокусировки на край около 45 градусов), и заметный по уровню астигматизм (перефокусировкой край вообще не исправляется).
Венера определяется в виде небольшого серпика. При переводе её на край видно, что кривизна поля и астигматизм примерно равные по величине и значительные по уровню. "Рабочего" поля по звёздам не больше половины.
Фото искусственной звезды на краю поля зрения для оценки аберраций:
Всё-таки классно показывает Ascot для 30-летнего бинокля! В целом картинка сравнима с Athlon Cronus по уровню. Получился очередной пример, когда более простой Порро без ЕД-стекла может показывать сравнимо с (почти) современным Руф в три раза большей стоимости. Правда Nikon M7 уже выше классом смотрится: на оси чисто почти без ХА, картинка ярче, нейтральнее, контрастнее и прозрачнее. Смотрится более естественно, без искажения дисторсией и меньшим смазом по краю.
Возвращаясь к началу обзора: Ascot прекрасен великолепной резкостью на оси и отличным 3Д, но ужасен сильной дисторсией, смазом по краю и тесным выносом выходного зрачка. Механика и материалы, кстати, на уровне до сих пор. Ощущения при использовании от Ascot приятнее, чем от современных бюджетных Порро.
Сравнение Vixen Ascot 8x30 с Bausch Legacy 7x35:
-Оба бинокля выглядят похоже, так как они с одной фабрики Kamakura. Это видно по одинаковым рейнгардам (фото сверху),
-И по коду на призменной диафрагме JB-133 (фото ниже).
-У них одинаковый дизайн окуляров: мыльный край с очень резким центром. Я не встречал биноклей более резких на оси.
-Оба бинокля из 90-х годов, но Ascot скорее всего постарше. Legacy полностью в броне, как начали делать во второй половине 90-х.
-Legacy из бюджетной категории, стоил около $135 против $165-200 у Ascot (средний уровень); выше шла Vixen Ultima по цене от $270.
Сравнение Vixen Ascot 8x30 с Bausch Legacy 7x35:
-Бюджетность Legacy видна по более простым просветлениям оптики.
-Блики более яркие даже от мультипросветлений, которые только на внешних поверхностях у Legacy.
-Блик от призмы у Legacy очень яркий, можно принять за отсутствие просветления. Но там очень простая однослойка.
-На последнем фото слева внизу блики от просветлений оптики (почти) современного Порро Vixen Foresta 8x32. Блики тусклее, призма с многослойным просветлением, то есть оптика FMC. В отличие от Ascot и Legacy.
-Соответственно, у Foresta нет бликов на оптике по фонарям освещения улиц при ночных наблюдениях; у Ascot и Legacy фонари средней и высокой яркости производят неяркие и не сфокусированные блики на призме по прямой на фонарь.
-Ниже попытка сфотографировать искусственную звезду на краю поля зрения через указанные бинокли для оценки смаза по краю:
Габариты бинокля: ШхВхГ 119х165-175х62-53мм. Чехла 190х142х60мм.
Вес бинокля: 635гр, 665гр с крышками и ремнём, 750гр в сумке.
Апертура: 29,8мм просвет; действующая около 28,8мм.
Линза утоплена на 7мм внутрь.
Поле зрения: 8,35 градусов. По прямому замеру 0,895м на 6,154м или 145/1000м.
Окулярное поле зрения: 64,5 градуса.
МДФ: 5,5м.
МЗР=58-72мм.
База объективов 125мм на МЗР=65мм.
Фокусер: Д=30мм на 29мм высота.
Ход фокусера: 275 градусов (0,76 оборота).
Глазная линза: Д=19мм.
Выходной зрачок: около 3,55мм.
Увеличение: около 28,8/3,55=8,11х.
Наглазники: высотой 7,5мм, Д внеш=41мм - 39мм, Д внут = 36мм.
Вынос выходного зрачка: 4 - -3,5 мм (за край наглазников сложенных - раскатанных наглазников).
Запас поворота колеса "за бесконечность": 170гр.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 7? диоптрий.
2023-08-05
Что ещё посмотреть: