

Театральный сезон набирает обороты, самое время подобрать бинокль для похода в театр. Лет 20 назад у производителей оптики в моде было выпускать компактные театральные бинокли, у японских компаний в ходу была одна и та же модель, которую продавали под своим названием: Canon 5x17 FC, Eschenbach 5x17, Vixen HF 5x17, последний мы и рассмотрим в этом обзоре. Похожие модели были также у Minolta UC и Pentax FB-10. Эти бинокли уже не выпускаются, их можно встретить только на вторичном рынке, бинокль похожего форм-фактора можно найти только у Nikon 4x10DCF, единственный современного производства, который, надеюсь, тоже попадёт мне в руки на тест. А пока, давайте познакомимся с Vixen HF 5x17 DCF.
Комплект: бинокль, нашейный (наручный) шнурок, чехол.

У меня не было в комплекте штатного шнурка.

По внешнему виду и материалам бинокль выглядит на свою стоимость. Снаружи есть указание модели и поля зрения, шильдик с серийным номером и указание места производства (JAPAN) расположены снизу правого тубуса. Его становится видно только после полного выдвижения объектива при фокусировке на ближнюю дистанцию (МДФ).
Нашейный ремешок выполнен в виде синтетического шнурка на руку, судя по фото в Интернете.

Комплектная сумка синтетическая, стенки тонкие, крышка закрывается на липучку. Габариты сумки миниатюрные, ДхШхВ 100х75х35мм, бинокль помещается внутрь только полностью сложенный. При закрытой сумке ремешок бинокля можно выпустить наружу, для этого по бокам сумки есть зазор под крышкой.

Корпус бинокля металлический (магнитится), цвета шампань. Тактильно приятен, не холодит руки при комнатной температуре. С одной стороны расположены резиновые накаты (выступы), чтобы пальцы не скользили по корпусу во время выставления МЗР.

Штативное отверстие у бинокля отсутствует.

Диапазон Межзрачкового Расстояния (сокращённо МЗР) 57-70,5мм. Складывание тубусов тугое на этом экземпляре, выставленное значение МЗР хорошо фиксируется и почти не сбивается самопроизвольно. Однако когда берёшь бинокль в одну руку, сжав пальцами по краям (по длинной стороне), то тубусы медленно складываются обратно. Держать бинокль лучше пальцами по центру, чтобы не залапать объективы и окуляры.
Габариты у бинокля очень компактные ДхШхВ 60х98х30мм на МЗР=65мм. Он заметно меньше театрального Pentax VD 4x20 (справа на фото):

Диоптрийная коррекция у бинокля также отсутствует, оба окуляра выставлены одинаково и двигаются синхронно при вращении колеса фокусера. Если у наблюдателя есть заметная разница между глазами по диоптриям, то будет дискомфорт при наблюдениях (не резко в одном из окуляров). У меня разница между глазами небольшая, но тоже было не совсем резко в правом окуляре, для исправления я чуть вытаскивал пальцами правый окуляр наружу, компенсируя разницу между глазами.

Крышки на объективы и окулярные крышки у бинокля отсутствуют, они не предусмотрены конструкцией.

Колесо фокусера пластиковое в обрезинке, утоплено в глубину корпуса. Выступает наружу через прорезь размерами 15х10мм, ширина колеса около 7,8мм, доступен сектор около 60 градусов. Тактильно обрезинка на колесе фокусера приятная, похожа на бархат, колесо не сбивается самопроизвольно при случайном задевании. Ход колеса фокусера средней тяжести, для его вращения нужно чуть придавить колесо, люфта в работе нет, вращение равномерное в обе стороны. При вращении колеса в каждом канале синхронно выдвигаются наружу (на МДФ) или задвигаются внутрь (на бесконечность) объектив и окуляр.
Работа фокусера
На бесконечность вращение против часовой стрелки. Полный ход около 340 градусов. Ход фокусера с Минимальной Дистанции Фокусировки (МДФ=1,1м) до 15м около 90 градусов, потом 10 градусов до 70м и на бесконечность. С этого положения остаётся запас хода “за бесконечность” в 240 градусов.
Если сфокусироваться на бесконечность, то я могу смотреть вплоть до 30м.
"Зимний тест", бинокль провёл 4 часа при температуре +4С:
Корпус бинокля не стал обжигающе холодным, на удивление, а только прохладным. Складывание тубусов и колесо фокусера едва заметно загустели, остались вполне рабочими. Бинокль будет работоспособным зимой, если это кому-то нужно.

Заглушки центрального моста у бинокля нет. На штатив его можно установить через универсальную полочку с фиксатором лентой.

Просвет у стопорных колец объектива около 17мм, действующая апертура по тесту фонариком получилась тоже около 17мм. Наружная линза объектива выпуклая, утоплена от края тубуса внутрь на 1,4мм по центру и на 2мм по краю. Тубусы вокруг объективов пластиковые, расположены снаружи и являются стопорными кольцами, нарезка светозащиты расположена сразу за объективом. Внутренности тубусов выполнены нормально, с достаточным матированием или скорее серением поверхностей, призменная диафрагма окрашена. Торцы наружной линзы объектива не зачернены, но расположены шире оптического тракта.

На фото выше (слева): 1 - вид внутренностей тубуса; 2 - блики от объектива; 3 - блики от объектива и призмы; 4 - блики от объектива и призмы.
Схема объектива: склейка-дублет. Блики от просветлений оптики объектива выше средней яркости, зелёно-синих оттенков. Похоже, наружная линза с однослойкой. Такие же по яркости зелёных цветов блики и от призмы, бинокль с MC просветлениями. Блики от оптики ярче, чем у Nikon Mikron 6x15 современного производства.

Глазная линза диаметром 15,5мм, немного выпуклая. Утоплена от края сложенного наглазника на 1,6мм по центру и на 2мм по краю. Доступный вынос выходного зрачка (далее ВЗ) от края наглазника около 14мм, полный вынос ВЗ от стекла получается около 15,6мм, больше заявленных 14мм на 11%.

На фото выше (слева): 1 - выходной зрачок левого канала, 2 - вз правого канала, 3 - вз на краю (оценка виньетирования), 4 - имитация наблюдений в сторону Солнца (подсветил объектив сверху фонариком смартфона).
Выходной зрачок (далее ВЗ) диаметром около 3,6мм, почти круглый. Чуть сплюснут по горизонтали, по замеру получился 3,6x3,65мм в каждом канале. Затенение вокруг ВЗ нормальное, почти без бликования на внутренностях тубусов. Кратность бинокля по отношению апертуры к диаметру выходного зрачка получилась 17/3,6 = 4,7х.

Наглазники у HF пластиковые, в обрезинке снаружи, прямоугольной формы 23х21мм. Верхняя часть плоская, мягкий буртик толщиной в среднем 2мм возвыщается над пластиковым основанием.
Наглазники фиксированные, не выдвигаются и не закатываются.
Доступный вынос выходного зрачка 14мм. При наблюдениях без очков бинокль приходится отодвинуть от лица и держать на весу (без опоры), чтобы попасть в его выходной зрачок. В очках с тонкой оправой видно всё поле зрения, как и в солнцезащитных очках. Вынос зрачка хорошо подходит для наблюдений в бинокль в очках.
Окулярное поле зрения у HF 5x17 скромное, около 44 градусов, в картинку лишь нормальное погружение.
Блэкауты у бинокля отсутствуют, если держать его на весу; усиливаются, если придвинуться ближе к глазной линзе, оперев бинокль на нос. При этом получается сканировать большую часть поля зрения, только при переводе взгляда на самый край проявляется затенение трети поля с противоположного края.
Поле зрения по моим замерам получилось, как заявлено: не меньше 9 градусов или 158/1000м.
Цветопередача у бинокля хорошая, немного “тёплая”, воспринимается более нейтральной, чем у Zeiss Conquest HD 10x32 из первых партий.
Яркость картинки у HF средняя, сравнима с Canon 8x32 WP. Светопропускание визуально оцениваю около 83-85%.
Светозащита у бинокля нормальная, при наблюдениях в сторону низкого Солнца есть только намёк на блик в нижней части поля зрения. Пасмурным днём всё в порядке.
При дневных наблюдениях потемнение картинки по краю поля зрения из-за виньетирования нет, но есть цветное окрашивание (синего цвета) по краю, что-то вроде “огненного кольца”. Ночью или по звёздам потемнение картинки по краю поля зрения также незаметно.
По прямой на яркий фонарь освещения улиц блики на оптике не фиксируются, в наличии лучики-крестики, характерные Руф-биноклям. Да, этот бинокль с Руф-призмами, поэтому HF демонстрирует яркий вертикальный луч в каждом канале, причем такой широкий и яркий, что даже не сразу понимаешь, что это такое. Если расфокусировать яркий фонарь, то видна горизонтальная полоска (провал в изображении) в зафокале. При нахождении яркого источника света у края поля зрения он может слегка отсвечивать на тёмном, нерабочем пространстве.
Тест с поляризационным фильтром на просвет через объективы на монитор показал перепад в яркости между половинками апертуры сильного уровня, сильнее, чем у Canon 8x32 WP. На фото ниже демонстрация перепада слева через правый канал, справа через левый:

Дисторсия (тангенсная, ответственная за искривление прямых линий, проходящих через поле зрения) у HF положительная (подушка), ближе к слабому уровню; сравнима или меньше, чем у Zeiss Conquest HD 10x32.
Дисторсия (угловая, ответственная за переменное увеличение по полю зрения) тоже положительная: по краю изображение растягивается - больше увеличение, чем по центру, слабого уровня; сравнима по уровню с Conquest HD 10x32. Так как дисторсии одного знака, то они складываются, но из-за их низкого уровня искажения перспективы при панорамировании слабые, наблюдать городские панорамы нормально.
Эффект Роллин Болз не фиксируется.
Эффект 3D (стереопластика, объём) обычный для Руфов, как глазами смотришь, так как нет разнесения базы объективов от базы окуляров и “подушка” слабая.
Хроматизм и ED
Хроматическая Аберрация (ХА) на оси у HF слабая, почти не увеличивается к краю, остаётся на низком уровне. ED-стекла в объективе нет, возможно зарезана нижняя (фиолетовая) область спектра пропускания. В совокупности с небольшой кратностью картинка выглядит неплохо, ХА почти не фиксируется по всему полю зрения при наблюдениях летом по обычным сценам, у Nikon Mikron 6x15 заметна больше. Если смотреть ночью по ярким белым фонарям, немного расфокусировав их, то внефокалы также чуть сильнее окрашены у Nikon Mikron 6x15, чем у Vixen HF 5x17. Тогда, как у Pentax VD 4x20 внефокалы вообще без цветного окрашивания, то есть ХА ещё меньше, чем у HF.
По краю ХА видна на внешней трети - четверти поля зрения, каёмки хроматизма (увеличения) узкие и не насыщенные, поэтому почти не заметны. Цвет у каёмок ХА не совсем классический жёлто-синий, они скорее красно-синие на всём поле зрения. Только при смещении глаза с оси окуляра каёмки ХА становятся жёлто-фиолетовыми по цвету и заметными на оси.
Птицы в небе в бинокль на оси без окрашивания вокруг силуэтов на близких дистанциях, на средних и дальних чуть заметно подсвечены.
Резкость на оси у бинокля среднего уровня, сравнима или чуть уступает Canon 8x32 WP, заметно уступает Nikon Mikron 6x15. Картинка в целом (контраст, цветовая насыщенность и прозрачность) также сравнима или чуть уступает Canon 8x32 WP, и заметно уступает Nikon Mikron 6x15, в него “живее” и более прозрачно всё выглядит.
Коррекция аберраций по полю у HF хорошая, солнечным днём условно всё поле зрения “рабочее” - смаз виден только по внешней шестнадцатой части поля зрения, пасмурным днём “смаз” по краю заметен на внешней восьмой части, ночью сильнее. Смаз проявляется намного меньше, чем у Nikon Mikron 6x15, но сильнее, чем у Canon 8x32 WP.
На краю проявляются кривизна поля зрения небольшого уровня, которая устраняется поворотом колеса фокусера (перефокусировкой) на 25-30 градусов, и похожий по уровню астигматизм (край почти исправляется перефокусировкой).
По небу
Не проверял.
Фото искусственной звезды на краю поля зрения для оценки исправления аберраций:

Занятный бинокль, очень компактный и приятный по конструктиву, напомнил старый телефон-слайдер Nokia 8800 и похожие на него модели. Показывает в целом нормально, в соответствии со своей ценовой категорией, но уступает по картинке полноформатным биноклям (Hinode B1 6x30, Canon 8x32 WP), хотя и сильно выигрывает у них по компактности. Из-за небольших размеров и веса стабильность картинки при наблюдениях сравнима скорее с биноклями формата 10х32, HF приходится держать на весу, его не упереть в брови (или о нос) при наблюдениях без очков. Тогда, как в очках наблюдать в HF хорошо, картинка гораздо стабильнее, видно всё поле зрения. В меньший по габаритам Nikon Mikron 6x15 картинка трясётся сильнее, несмотря на то, что его получается упереть в лоб выступами корпуса.
Жаль, у HF не предусмотрели диоптрийную коррекцию, при сильной разнице между глазами будет не настроить резко оба канала.
Габариты бинокля: ДхШхВ 60х98х30мм на МЗР=65. Чехла 100х75х35мм.
Вес бинокля: 175гр, 200гр в сумке.
Апертура: 17мм просвет и действующая 17мм. Утоплена на 1,4мм по центру и на 2мм по краю.
Поле зрения: 9,1 градуса. По прямому замеру 1,255м на 7,928м или 158/1000м.
Окулярное поле зрения: 44 градуса.
МДФ: 1,1м.
МЗР: 57-70,5мм.
Фокусер: выступает небольшая часть колеса 13х7,8мм.
Ход фокусера: 340 градусов (0,95 оборота).
Глазная линза: Д=15,5мм.
Выходной зрачок: около 3,6мм.
Увеличение: около 17/3,6=4,7х.
Наглазники: 23х21мм.
Вынос выходного зрачка: 14мм.
Запас поворота колеса фокусера "за бесконечность": 240 градусов.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): больше 10 диоптрий.
2025-11-04
Что ещё посмотреть: