Новинка от Fujifilm, которая была анонсирована летом 2020 года, а в продаже появилась позже осенью. На официальном сайте брошюра от 11.11.2020.
Серия называется HYPER-CLARITY (супер-пупер прозрачность-чёткость). Это интересно проверить, так как, к примеру, заявленные в серии FMT-SX (Polaris) 95% светопропускания занижены почти на 8% в реальности. Бинокль должен быть компактным, чуть длиннее, чем малыш Kowa BDII 6.5x32.
Комплектация бинокля: сумка, нашейный ремень, крышки на объективы, сдвоенная крышка на окуляры (рейнгард), бинокль. У меня на тесте не было штатного ремешка.
С тыльной стороны бинокля у моста есть бирка с серийным номером. Вполне может быть выпущено 500 экземпляров. На другом тубусе указан производитель FUJIFILM, и два раза указано место производства на английском MADE IN JAPAN и французском языках FABRIQUE AU JAPON, плюс название модели бинокля.
Качество материалов хорошее, вполне на свою стоимость. Тактильно корпус приятен, сравним по уровню с Zeiss Conquest HD.
По фото ремешок стандартный: прорезинен внутри, текстиль только снаружи, шириной под 40мм наверно; скорее всего достаточен для этого бинокля весом под 800гр. Я попробовал гулять с биноклем в сумке на ремне Maven: в принципе, для коротких прогулок нормально, но на пол-дня использования летом бинокль тяжеловат. Хотя и заметно легче, чем Athlon Cronus 8.5x42 весом 950гр.
Сумка выглядит компактной на фото, такой и является: 155х150х75мм по габаритам ДхШхВ. Она синтетическая, стенки с хорошим уплотнением, крышка чуть потоньше, закрывается на магнитную застёжку. Спереди на сумке надпись FUJINON, с тыльной стороны FUJIFILM, указания или бирки с местом производства нет.
Бинокль помещается внутрь сумки только со сложенными наглазниками, даже собранному ремешку сверху нет места. Его нужно выпустить наружу, так как он один на сумку и бинокль, как на фото с официального сайта.
Форма корпуса у HC необычна, напомнила Zeiss Victory FL 7x42: мост практически во всю длину бинокля до конца тубусов. Это сперва неудобно, так как я привык обхватывать пальцами тубусы в самом конце для большей стабильности картинки, но через какое-то время становится нормально - обхватывать пальцами весь корпус, как у более компактного формата биноклей х20.
Обрезинка чёрного цвета, тактильно скорее скользкая, хотя и не такая гладкая, как у Conquest HD. Тут она кажется чуть тоньше, совсем слегка пружинит при надавливании, с внутренней стороны тубусов не совсем аккуратно выполнена и приклеена, где чуть отходит от основания. Пыль собирает средне. В целом, качество материалов и исполнения хорошее, лучше, чем у Athlon Cronus, то есть лучше, чем у бинокля стоимостью $450.
Проушины для нашейного ремешка пластиковые, выполнены сбоку, отстают от корпуса всего на 1,5-2мм. Это только-только для продевания ремешка.
По виду корпуса кажется, что основная масса бинокля сконцентрирована у объективов, но центр масс примерно посередине, немного сдвинут к окулярам, почти у серебристой вставки под колесом фокусера. Возможно из-за этого бинокль чуть подрагивает в руках, стабильность картинки чуть хуже, чем у более габаритного Athlon Cronus 8,5х.
Крышка-заглушка штативного отверстия, похоже, из пластика, высотой 6мм, на 2мм вкручивается в обрезинку. Широкие насечки сбоку облегчают откручивание. Заглушка выступает над плоскостью моста почти на 4мм, в палец, конечно, не впивается, так как нет места для пальцев в конце тубусов, но великовата, на мой взгляд.
Тубусы легко двигаются относительно друг друга, выставленное Меж Зрачковое Расстояние (далее МЗР) почти не держится и часто сбивается (при смене диоптрийной коррекции или вытаскивании из сумки). Диапазон МЗР 57-77мм. Интересно решение по маркировке выставленного значения МЗР: это основание колеса фокусера с плоской поверхностью и гравировкой FUJINON. Двигается только правый тубус и своим краем открывает разметку. Разметка МЗР на бинокле - действительная: 60 - 61, 64 - 65, 70 - 71. Отличие на 1мм от реального значения оказалось очень удобно: я ставлю 64 по разметке и получаю мои 65мм.
Штатный рейнгард (сдвоенная крышка на окуляры) выполнен из тонкой и мягкой резины. Сначала легко накидывается на наглазники, потом садится более плотно. Не спадает самопроизвольно, быстро снимается благодаря скользким наглазникам снаружи. С левой стороны проушина цельная для крепления на нашейный ремень, справа проушина с разрезом, что удобно для правшей.
Крышки на объективы внутреннего зацепления, соединены перемычкой друг с другом. Держатся на зацеплении четырёх выступов, достаточно хорошо. Их можно прокручивать внутри тубусов. Изготовлены из резины средней жёсткости, на морозе не должны дубеть. С нижней стороны есть углубление, за которое можно потянуть и быстрее снять крышки.
Диоптрийная коррекция выполнена стандартно под правым окуляром пластиковым кольцом с рифлением по кругу (в стиле колеса фокусера). У основания диаметр чуть уже, чем корпус тубуса, есть метка нулевого положения. При задевании не сдвигается. Крутится с трудом, на 65 градусов влево и на 55 вправо от нулевой метки, при этом окуляр задвигается внутрь или выдвигается наружу. Ноль, похоже, немного не совпадает с меткой: я сдвинул колесо немного вправо для выравнивания окуляров.
Колесо фокусера Д=31мм на 20мм высотой, пластиковое (хотя выполнено под алюминиевое), состоит из трёх частей: неподвижного основания, скользкого низа колеса меньшего диаметра (нерабочая часть) и верхней рабочей части с насечками высотой всего 12мм. Колесо фокусера выглядит красиво, но скорее неудобно в использовании. Во-первых, рабочая часть небольшая по высоте - всего под один палец; во-вторых, основание колеса фокусера препятствует доступу к нему; в-третьих, поверхность нижней части очень скользкая, верхней части немного скользкая (насечки не спасают), в-четвёртых, ход фокусера средней тяжести, в-пятых, ход оочень длинный. Чтобы повернуть колесо, нужно на него надавить для улучшения сцепления, и только потом повернуть. Зато при случайном задевании не сдвигается, холостого хода нет. При вращении колеса смазки внутри механизма практически не ощущается, на улице при +4С загустевания работы не было.
Работа фокусера
На бесконечность вращение по часовой стрелке, как у европейских брендов! Полный ход около 1185 градусов, очень длинно. Хорошо хоть, что в фокус попадаешь с первого раза. Ход фокусера с Минимальной Дистанции Фокусировки (МДФ=1,5м) до 15м около 900 градусов, потом ещё 90 градусов до 70м, и ещё 15 градусов на бесконечность. С этого положения остаётся запас хода “за бесконечность” в 180 градусов.
Под заглушкой в торце центрального шарнира есть штативная резьба. Глубина отверстия около 13мм, сама резьба глубиной около 9мм. Обычная стойка помещается между тубусами, но крепко закрепить мешает выступающая обрезинка вокруг отверстия.
Как заявлено, перед стопорным кольцом объектива есть наружное кольцо с Д просвета = 45,25мм и резьбой 4 витка на 3мм, это как раз М46х0,75мм. Я даже заказал переходники под астрономические фильтры М48, но они не успели приехать для теста. Вровень с этим наружным кольцом заканчивается обрезинка корпуса, при этом она не приклеена, просто свободно примыкает к нему, её можно отогнуть пальцем. Соответственно, бинокль немного ударяется этими кольцами о поверхность при постановке на стол, во время эксплуатации обрезинка может сильнее отогнуться или отойти от корпуса, туда начнёт забиваться пыль и грязь.
На фото слева (выше) верхний ряд: блики от объектива; нижний ряд: слева блик от фокусирующей линзы; справа от призмы.
Наружная линза объектива выпуклая, утоплена на 5мм по центру и 7,5мм по краю от торца тубуса. Края линз зачернены, не бликуют. Просвет объектива 41,8мм, сформирован стопорным кольцом с нарезкой светозащиты; действующая апертура по тесту фонариком получилась немного меньше - 41мм. Внутри тубусов есть небольшая нарезка светозащиты перед фокусирующей линзой.
Схема объектива: склейка-дублет + одиночная линза. Блики от просветлений линз объектива ниже среднего уровня по яркости, в основном зелёных и зеленовато-жёлтых цветов. От фокусирующей линзы средней яркости зеленого цвета, такие же по яркости зелёного цвета от призмы. Зеленый цвет не как от обычной китайской многослойки, а более благородного оттенка, применено хорошее FMC.
На официальном сайте есть оптическая схема бинокля.
Глазная линза среднего размера Д=22мм, немного вогнута: утоплена внутрь от края сложенного наглазника на 4мм по краю и на 4,4мм по центру. Доступный вынос выходного зрачка от края сложенного наглазника около 13мм. Полный вынос ВЗ от стекла получается около 17,4мм; меньше, чем заявленные 18мм на 3,3%.
Верхний ряд: слева фото выходного зрачка левого канала; справа фото вз правого канала.
Нижний ряд: слева фото имитации наблюдений в сторону Солнца (подсветил сверху фонариком смартфона); справа фото вз на краю (оценка виньетирования).
Выходной зрачок по виду почти круглый, диаметром около 5,2мм. Вокруг неплохое затенение и слабое бликование внутри на тубусах.
Кратность бинокля по отношению апертуры к диаметру ВЗ получилась 41/5,2 = 7,9х.
Наглазники у HC выглядят отлично, как будто алюминиевые снаружи, но по-моему пластиковые. Это даже хорошо, на улице при +8С наглазники не становятся особо холодными, значит не будут морозить пальцы зимой. По форме наглазники немного расширяются к основанию, сверху внешний Д=45мм. Верхняя плоскость в виде полукруга, сформированного твёрдой обрезинкой, спад с Д=40мм сверху и до внутреннего просвета Д=31мм. Ход у наглазников средней тяжести, они выдвигаются наружу всего на 2 шага с хорошей фиксацией, их можно выставить и в промежуточном положении.
Доступный вынос выходного зрачка: 13 - 8 - 3,5мм (за край сложенных - шаг1 - полностью выдвинутых наглазников). На последнем положении удобно смотреть, полностью прижав наглазники вокруг глаз (внутрь глазниц) или немного исподлобья; на первом шаге наружу небо вверх под небольшим углом; на нулевом положении под большим углом вверх.
Мне совсем чуть-чуть не видно края поля зрения (глаза глубоко посажены): без очков с выкрученными наглазниками и в очках со сложенными, поэтому для меня край поля зрения не резко очерчен. Воспринимается это, как лёгкое потемнение днём по краю.
В использовании наглазники удобны: они полностью заполняют мою глазную впадину, я легко попадаю глазом\зрачком в большой выходной зрачок бинокля.
Блэкауты у бинокля, характерные для окулярного поля в 59°, мне не особо досаждают: можно слегка сканировать поле зрения вверх и вниз почти без потемнения картинки. При переводе взгляда вправо-влево на самый край с другой стороны проявляется сначала затенение части, а потом и всей картинки. При правильном выборе положения наглазников проблем с блэкаутами нет, окидывать глазом поле зрения слегка получается.
Поле зрения по моему замеру получилось около 7,75° или 134/1000м (чуть меньше заявленных 136м и 8 градусов).
Яркость картинки хорошая, практически на уровне Kowa BDII 6.5x32 и явно выше Athlon Cronus 8.5x42. В солнечную погоду в сторону Солнца вид сквозь HC яркий, хочется надеть солнцезащитные очки; в противоположенную от Солнца сторону смотреть нормально и без них. В пасмурную погоду яркости хватает, но уже без запаса. В сумерках есть эффект подсвечивания предметов благодаря большому выходному зрачку и апертуре. Светопропускание, я думаю, около 88-89%.
Цветопередача близка к нейтральной, со слабым персиковым оттенком, как (раньше было) у Порро FMT линейки, только у HC не так заметно. Картинка немного “тёплая”, с едва заметным красноватым оттенком, возможно пик полосы пропускания в красном диапазоне. Сдвиг от нейтрального я вижу по пасмурному небу или белому снегу, в солнечную погоду по обычным сценам практически не фиксируется.
В Cronus после HC картинка сразу кажется теплее и потемнее, но как-будто чуть контрастнее. Хотя у HC хороший контраст, особенно в пасмурную погоду, но насыщенность цветов средняя. Порро Vixen Foresta 8x32 похоже чуть ярче и нейтральнее по картинке, Zeiss Conquest HD 10x32 более “тёплый”, чем HC, по яркости картинки бинокли сравнимы.
Светозащита у HC хорошая, но не идеальная. При наблюдениях в сторону Солнца есть лёгкий намёк на засветку по низу поля зрения, но без существенного снижения контраста на всём поле. Пасмурным днём в сторону Солнца засветки по низу нет.
Бликов на оптике ночью по фонарям освещения улиц практически нет, иногда проявляется пара тусклых бликов в сложных условиях наблюдений. При нахождении яркого фонаря рядом с краем поля зрения с 11 до 14 часов есть небольшой протяжённый блик на призме. По фонарям средней и высокой яркости видны небольшие (не широкие) лучики-крестики, скорее слабой интенсивности на половину поля зрения по длине: сильно меньше, чем у Kowa, слабее, чем у Cronus.
Тест с поляризационным фильтром со стороны объективов на монитор показал средний уровень фазовой коррекции, получше, чем у Kowa BDII. Наблюдать ночные городские пейзажи (улицы с освещением) вполне нормально, хотя бывает и лучше устранение лучиков, к примеру, у Bosma X или GPO Passion.
Дисторсия (искривление прямых линий, проходящих через поле зрения) у HC положительная (подушка), слабого уровня; даже немного слабее, чем у Conquest HD. Очень хорошо для наблюдения городских пейзажей, никаких “потягиваний” картинки про панорамировании. Правда и ощущение 3Д слабое - очень слабое, только чуть-чуть ощущается объём картинки. Эффекта Роллин Болз нет.
Хроматизм и ED
Хроматическая Аберрация (далее ХА) у HC слабого уровня на оси и небольшого уровня по краю. На оси ХА меньше у HC, чем у Порро Vixen Foresta 8x32, по краю сравнимо с Foresta, как по уровню, так и по цвету или насыщености каёмок. Птицы на фоне ясного неба со слабыми каёмками вокруг силуэтов в центре поля зрения. Каёмки ХА не насыщены, поэтому не “режут" глаз: солнечным днём на контрастных сценах видны только по внешней четверти-трети поля; в пасмурную погоду на контрастных сценах вполне видны и на оси, а по краю на внешней трети поля, но мне особо не мешают. По не контрастным сценам ХА незаметна в любую погоду. ED-стекло явно применено в объективе у HC. К примеру, у Cronus ХА сильнее по краю, сравнимо на оси с HC.
Цвет каёмок, если сдвинуть глаза с оси окуляров бинокля, стандартных желтого-синего цветов; если смотреть на оси, то скорее грязных оттенков сине-зеленого и красно-бурого цветов.
Резкость на оси у HC хорошего (или лучше) уровня, видно нормально, на уровне или чуть лучше Cronus. На удивление, Bosma X 8x32 оказалась резче на оси. HC также уступает лидерам в лице Vixen Foresta 8x32 Порро, Zeiss Conquest HD 10x32 - они заметно резче на оси, даже с рук. Не знаю, особенность ли это данного экземпляра, больше похоже, что характерно для всей серии. При сравнении пасмурным днём с Nikon EDG 8x32 по мелкому шрифту на рекламном щите вдалеке, HC давал чуть хуже детализацию, в него труднее читались буквы и слова.
Коррекция аберраций по полю очень хорошая, хотя поле и не исправлено “от края до края”. Смаз днём посильнее, чем у Athlon Cronus, но не сильно заметный; немного меньше, чем у Conquest HD 10x32. Солнечным днём смаз по краю не фиксируется, глаза вытягивают край аккомодацией. Пасмурным днём совсем слабый смаз по краю, не фиксируется, пока не переведёшь взгляд на край. Также смаз слегка видно вечером или ночью.
На краю слабая недоисправленная кривизна поля зрения (ход фокусера для перефокусировки на край около 15-20 градусов), также есть очень слабый астигматизм (перефокусировкой край почти исправляется).
В целом, у бинокля очень приятное для меня сочетание исправления поля и слабой дисторсии, напомнило этим Nikon EDG и Zeiss SFL. В HC хорошо смотреть в статике или при панорамировании (в движении) и в любое время суток: ничего не отвлекает от наблюдений, заметных аберраций нет.
Хороший контраст у бинокля, звёзды смотрятся точечно как по центру, так и по краю не сильно размыты - нет размытия в “галактики”. Хотя (примерно) на внешних 5% поля зрения видно потемнение: Плеяды фиксируются на краю (размытие аберрациями не сильное), но из-за виньетирования края теряют яркость, и почти теряются. M44 смотрится отлично: проницание лучше, чем у Vixen SG 6.5x32; более точечно, чем в Bosma X 8x32. В HC практически делятся две звезды яркостью 7.4 и 7.25 рядом с HIP42497 A. При этом в Bosma X они сливаются в одну большую блямбу, в Vixen SG еле видны боковым зрением и скорее угадываются, как раздельные. Коррекция по полю хорошая, звёздные поля смотрятся отлично, уровень исправления выглядит почти, как у Cronus!
Цвет звёзд читается отлично, смотрел по Кастору и Поллуксу в Близнецах.
Поле зрения в 7,75° подтвердилось, укладывается внутри расстояния между 77 Gem и 66 Gem в Близнецах.
На краю звёзды 5,3 звёздной величины и тусклее теряются; 4,9 зв величины почти теряются; 4,1-4,3 зв величины более-менее видны, более яркие звёзды видны. Невооружённым глазом на городском засвеченном небе было видно звёзды до 4 зв величины и ярче, в HC звёзды до 7,6 зв величины, а звёзды 7,9 зв величины были видны скорее боковым зрением.
Хороший, сбалансированный бинокль получился у Fujifilm. Он компактный в духе времени, с картинкой современного уровня: с низким уровнем дисторсии, ХА и хорошим исправлением поля. Рекламного Hyper Clarity я не заметил: картинка по яркости и прозрачности чуть выше среднего уровня, лучше Cronus, но чуть уступает или сравнима с Vixen SG. По совокупности качества материалов и оптики соглашусь, что это промежуточный уровень между $500 и $1000 категориями биноклей. Fujinon HC до уровня Conquest HD немного не дотягивает, хотя напомнил своей деликатностью в картинке Nikon EDG. Если EDG вам понравился, но слишком дорогой, то HC вполне его альтернатива попроще и за меньшие деньги.
Габариты бинокля: ДхШхВ 140х111-131х65-54мм. Чехла 160х150х75мм.
Вес бинокля: 785гр, 920гр в сумке с крышками.
Апертура: 41,8мм просвет; действующая около 41мм. Линза утоплена на 5мм внутрь.
Поле зрения: 7,75 градусов. По прямому замеру 2,37м на 17,66м или 134/1000м.
Окулярное поле зрения: 59 градусов.
МДФ: 1,5м.
МЗР=57-77мм.
Фокусер: Д=31мм на 20мм высота.
Ход фокусера: 1185 градусов (3,3 оборота).
Глазная линза: Д=22мм.
Выходной зрачок: около 5,2мм.
Увеличение: около 41/5,2=7,9х.
Наглазники: Д внеш=45мм - 40мм, Д внут = 31мм.
Вынос выходного зрачка: 13 - 8 - 3,5мм (за край сложенных - шаг1 - полностью выдвинутых наглазников).
Запас поворота колеса фокусера "за бесконечность": 180 градусов.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность): 8 диоптрий.
2023-04-25